Символика чисел(1-6)

«Один есть всё» — и все от него, и всё в нем, а если он не содержит всего, он — ничто. Числа 1-10 считаются сакральными.
Книга Творения, «Сефер Йецира» (200-900 годы), определяющая, в частности, порядок изучения тайн мироздания, описывает вселенную с помощью 10 изначальных чисел, называемых сфирот, и 22 букв алфавита, которые вместе известны как 32 тропы мудрости Древа Жизни.
Что такое сфирот? Согласно Каббале, вся вселенная, весь мир делится на десять областей, сфер (сфирот), которые соответствуют десяти первым числам натурального ряда. Слово «сфирот» есть форма множественного числа от «сефира» на языке Каббалы — иврите. Это слово происходит от термина «миспар» — «число». Однако в литературе традиционно встречаются не совсем правильные формы — «сефиры» или «сефироты». Вот принятые в традиции названия десяти сфирот:
сефира 1 — Кетер;
сефира 2 — Хокма;
сефира 3 — Бина;
сефира 4 — Хесед;
сефира 5 — Гебура;
сефира б — Тиферет;
сефира 7 — Нетцах;
сефира 8 — Ход;
сефира 9 — Иесод;
сефира 10 — Малькут.
Число 0
Ноль имеет тот же символизм, что и круг.Изображенный в виде пустого круга, ноль указывает как на отсутствие смерти, так и на абсолютную жизнь, находящуюся внутри круга. Когда он изображается в виде эллипса, его стороны символизируют восхождение и нисхождение,разворачивание и свертывание. Перед единицей есть только пустота, или небытие, мысль, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют.
Знак 0 — это исток всех чисел, и он недаром обозначается кругом, это предел бесконечно малых и бесконечно больших величин. Прозорливцы-математики давно перестали приписывать нолю значение пустоты. Ноль — сам себя замыкающий круг мира. Ноль — потенциал, еще не подвергшийся дифференциации, то есть непостижимый материал всех величин мира. Он обозначает полноту абсолютного Единства, а также олицетворяет Космическое Яйцо, первичного андрогина, полноту.
Так что, с одной стороны, ноль символизирует пустоту, ничто, смерть, несуществование, неявленное, отсутствие качества и количества, тайну, но, с другой стороны, ноль — это также и вечность, беспредельность, абсолютность действительности, всеобщность, потенция, порождающий промежуток времени.
Для Пифагора ноль — совершенная форма, монада, исток и простор для всего. В Каббале ноль — безграничность, беспредельный свет, единое. В исламе — это символ сущности Божества. В буддизме ноль — пустота и безвещественность.
В даосизме ноль символизирует пустоту и небытие (Дао — прародитель единицы). В пиктограммах майя ноль представлен космической спиралью. Ноль также знак десятичного множителя. Всего цифр в десятеричной системе десять: от ноля до девятки. В двоичной системе цифр всего две — ноль и единица. Историческая справка: слово «цифра» происходит от арабского «цифр» — пустой, свободный. Поначалу этим словом назывался символ, который у арабов и индусов использовался для обозначения ноля. Сам по себе он не значил ничего, но, будучи приставленным сбоку, увеличивал значение в десять раз (ноль был изобретен примерно в 600 году до п. э. индусскими математиками; в Европе он был введен итальянским математиком Леонардо Фибоначчи в 1202 году). К середине XVI века слово «цифра» распространилось на все арабские знаки, использовавшиеся для представления чисел.
Число 1
Символ мудрости. Графическое изображение — точка. По Пифагору, число 1 символизирует монаду.
Единица: начало, первичное единство (первопричина), создатель (Бог), перводвижитель, сущность, мистический центр (в том числе центр дома — домашний очаг), неразделимое, зародыш, изоляция, подъем, мужское начало (ян). Принцип, который позволяет развиться качеству и, таким образом, приводит к множественности, то есть основа всех чисел и основа жизни. Также трактуется как число цели.
Астрологическое соответствие — Солнце, стихия — Огонь.
Число 2
Графическое изображение — линия или угол. Невозможно проявить или найти в единстве число 2. Его нет нигде и ни в чем. Для появления числа 2 нужно разделение единства. Число 2 рождается лишь тогда, когда две единицы (два целых) помещены рядом друг с другом. Но так как ничто не имеет реального существования вне единства, то единство должно проецировать отражение вне себя. Так возникает расщепление, которое, по сути, означает смерть единства. Поэтому двойка символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и тем самым указывает на преходящее и подверженное порче.
Два — это также двойственность, чередование, различие, конфликт, зависимость, статичность, укорененность; отсюда равновесие, стабильность, отражение, противоположные полюса, двойственная природа человека, влечение. Все, что проявляется, — двойственно и образует пары противоположностей (полярностей, или бинеров), без которых жизнь не могла бы существовать: свет — тьма, огонь — вода, рождение — смерть, добро — зло и т. п.
Платон говорил, что двойка — это цифра без значения, поскольку подразумевает отношение, которое вводит третий фактор. По Пифагору, диада — разделенное земное существо.
Двойка представляет стадию, в которой человек понимает, что в мире помимо него имеются и другие люди.
Пара животных, даже разных видов, но с одинаковым символическим значением, например два льва или лев и бык (оба — солнечные), означает двойную силу.
В алхимии двойка — это противоположности (Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть), сначала антагонистические, но в конечном счете растворяющиеся и объединяющиеся в андрогине (гермафродите). В Каббале содержится эзотерическая двойная система, согласно которой Древо Жизни делится на две основные группы сфирот. Это Хесед и Гебура, которыми управляют Юпитер и Марс соответственно. Хесед соответствует понятию инь, а Гебура — ян.
В мистической практике Хесед представляется иногда в виде голубого (или белого) мужчины, а Гебура — в виде красной женщины, что сходно с понятиями восточной философии, где голубой цвет соответствует мужчине, а красный — женщине.
В еврейской традиции два — жизненная сила, в Каббале — мудрость и самосознание.
В христианстве Христос имеет две природы — Божественную и человеческую.
В исламе двойка символизирует дух. В индуизме два — двойственность, Шакта — Шакти. В буддизме двойка — это двойственность сансары, мужское и женское, теория и практика, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему. В даосизме двойка — куа, две детерминанты, инь-ян. Двойка — слабое иньское число, ибо не имеет центра.
В Китае двойка — это инь, женское, земное, неблагоприятное начало. Планета — Луна, стихия — Вода (а значит, Мать мудрости). Период числа 2 — созвездие Рака.
На числе 2 основана система двоичного счисления, которая, по мнению знаменитого немецкого математика XVII века Лейбница (1646-1716), выдвинута еще в «И-Цзине» («Книге Перемен»). Современные компьютеры работают именно в такой системе: 0 = 0,1 = 1, 2 = 10, 3 = 11,4 = 100, 5 - 101,6 = 110,7 - 111, 8 = 1000, 9 = 1001,10= 1010,11 = 1011, 12 = 1100 и т. д.
Число 3
Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы), трехлапые лунные животные (символизирующие фазы
Луны). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.
Тройка — первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, то есть центральная точка равновесия. Оно является янским и благоприятным.
Другие символические значения числа 3: множественность, творческая сила, созидание, обновление, рост, движение вперед, преодолевающее двойственность, внешнее выражение, синтез. Поскольку тройка эквивалентна множеству, она может символизировать большое число, скопление.
Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния — решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче.
Во время ритуалов многие действия исполняются трижды: например, три ежедневных омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д.
В сексуальном плане три — символ конфликта («третий — лишний»), а также любовного треугольника.
Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира.
В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков — это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу.
В пифагорействе тройка символизирует полноту. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель — законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств.
Тройка несет в себе уверенность и силу, так как если один или два раза могут быть совпадением, то три раза — это уже закономерность. Поэтому египетского Тота называют Трижды величайшим — Трисмегистом.
Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является.
Тройка — «небесное» число, символизирующее душу, четыре — тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку. Их перемножение дает число двенадцать, что символизирует завершенный цикл (например, зодиак — круг, состоящий из 12 знаков; год, состоящий из 12 месяцев).
Тройка, четверка и их сумма — семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов.
Три — число священное, так как это первое число, которому присвоено слово «все». Это символ троичности бытия.
Важность числа 3 и треугольника является неистощимым предметом для исследований.
«Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, мыс-т :ого как небо, земля и воды. Это чело-зек: тело, душа и дух; рождение, жизнь и смерть. Это начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее.
Три также самое меньшее количество, составляющее родовую общину, маленькое
«племя». В общественной и судебной практике три - наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значимые решения, как, например, триумвират в Древнем Риме.
Орфическая символика включает триаду: бытие, жизнь, постижение.
В Каббале (название этого сокровенного знания происходит от трехбуквенного корня КБЛ, означающего «получить») тройка символизирует понимание, а также триединство мужского и женского начал и объединяющего их взаимопонимания. Три буквы иврита - алеф, мем и шин - соотносятся с тремя первоэлементами:
воздухом, водой и огнем.
В Библии три ступени творения: первобытный хаос, над которым носился Дух,
сотворение Адама и освящение субботы.
Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного
союза.
Три - наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа - через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели - Вера,
Надежда, Любовь.
Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух.
В индуизме почитается трехзвучныи слог ОМ (АУМ). Три звука в этом мистическом звукосочетании передают ри™ космоса и божественного начала. Три гунь (качества) природы (саттва — гармония раджас — вихрь, тамас — материя) связа ны с осознанием сущности вещей: сат тва — добро, счастье; раджас — возбужде
Индуистская Троица - Брахма, Вишну, Шива,
олицетворяющие единую силу творения,
сохранения и разрушения
инерция, апатия, ведущие к невежеству. В человеческой душе саттва — это упорядоченность, основа просветленности, уравновешенности и терпеливости; раджас — это подвижность, источник активности и страстности; тамас — это инертность и вес связанные с нею признаки, нс-точник лености, косности и невежества.
У буддистов священный текст Трипитака разделяется на три части. Даосская Великая Триада — это небо, человек и земля.
У маори Великий Дух (Божественный творец) есть триединство Солнца, Луны и Земли; бог природы объединяет прошлое, настоящее и будущее.
В Китае три - первое нечетное, янское, положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Три начала - небо, земля и человек. Три -истинный путь неба, земли, человека.
Японцы почитают три «священных сокровища»: зеркало, меч и драгоценный камень, символизирующие истину, мужество и сострадание.
Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших.
Три - одно из самых положительных чисел не только в символике и религиозной мысли, но и в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три
желания, а исполняются они на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. В фольклоре встречаются три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехголовые или трехтельиые боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав.
Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в шумеро-семитской, греческой, кельтской и древнегерманской культурах.
В греко-римской мифологии: богини судьбы мойры триедины в одной Мойре; эринии триедины в Эринии; горгоны — в Медузе. Три хариты, грации, сирены, гес-периды, грайи, три фурии, три гарпии. Цербер трехглав; у Сциллы тройной хвост; тело Химеры состоит из трех частей. Три древнегреческих правителя Мира — братья Зевс, Посейдон и Гадес (их атрибутами были тройная молния, трезубец и трехголовый пес Цербер). Три Парки (в древнегреческих и норвежских .мифах).
У древних скандинавов и германцев: судьба в виде трех норн — Маны, Ньи и Нити, означающих также полную, новую и убывающую Луну. В древнегерманской мифологии Луна — это судьба; богиня Луны — Хольда — триедина со своими двумя дочерьми. У зайца на Луне три ноги. Тор иногда изображается с тремя головами, а триквестра — символ Одина (Вотана). У кельтов имеются также Три Благословенные Госпожи и другие бесчисленные триады — тройственные аспекты единого божества.
Главная индуистская троица — Тримурти, объединяющая трех великих богов (Брахма—Вишну—Шива), символизирует троичную силу творения, сохранения и разрушения.
Согласно китайской традиции, небесами управляют три брата.
У инков три великих бога: Солнца, Луны и ветра.
У народов Африки лунная богиня — это три божества: две черные, одна белая. Три в Африке — число мужчины (фаллос и два яичка).
Аравийская троичная богиня Манат представляется в виде трех святых дев: Аль-Итаб, Аль-Узза и Аль-Манат, которые изображаются тремя стелами, камнями или столбами, голубками, сидящими на столбах.
Число 4
Из четырех точек образуется первая трехмерная фигура. Это пространственная структура, или порядок проявления; статичное — в противоположность динамичному и цикличному. Тетрада рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник.
Четверка может также изображаться четырехлистником, квадратом или крестом.
Четыре — четное, иньское число, символизирующее целость, совокупность, полноту, солидарность, землю, порядок, рациональное, меру, относительность, справедливость, устойчивость.
Число четыре представляет собой модель статической целостности, идеально устойчивой структуры, что предопределило его использование в мифах о сотворении Мира и ориентации в нем.
Весь мир есть проявление закона четверитсости. «Всякая вещь в природе, хотя сама по себе и составляет триаду, обладает четвертым приложением на плане внешнем» (Томас Генри Бургон). Так, стороны пирамиды треугольные, но в ее основании лежит квадрат. Великая мантра АУ М становится непрерывной с помощью носового звука «н», при этом фонетически она будет выглядеть как . Сакральные буквы ЙХВ превращаются в тетраграмматон с помощью четвертой буквы «хе», символизирующей Дочь. Троица триад Древа Жизни суммируется в последней, десятой сфере (Малькут). Раджас, тамас и саттва воздействуют на пракрити.
Число четыре и его геометрический эквивалент — квадрат — обозначают Бога (квадратный алтарь) и сотворенный им материальный мир. Квадратные нимбы изображали над головами праведников в том случае, когда их писали при жизни.
Четыре стороны света, времени года, ветра, стороны квадрата. Четыре моря, четыре священных горы. Четыре четверти Луны. На Западе насчитывали четыре элемента (на Востоке — пять). Божественная четверка противопоставляется Троице. Четверка — символическое число Ветхого Завета. Четыре части встречаются в символике почти повсеместно.
В алхимии четыре первоэлемента распределяются по их отношению к четырем состояниям материи: твердому, жидкому, газообразному, огненному. Все твердое называется «земля», все жидкое — «вода», все газообразное входит в категорию «воздух», все огненное, то есть тепло и свет, — в категорию «огонь». Сера, ртуть и соль ведут к получению четвертого вещества — алхимического золота.
В эзотерике число четыре — божественный процесс, которым наши мысли и чувства профильтровываются в этот мир, то есть четыре — число очищения, чистоты. Однако оно также является и числом страдания, так как часто страдание — единственное средство очищения. Это еще и число ограничения в физическом плане (часто квадратные фигуры вызывают ощущение подавленности, закрытости, заточения).
Четырехкратное деление мира сохраняется в традициях всех посвящений, во всех религиозных культурах.
В Египте четверка — священное число времени, солнечная мера. Небесный свод покоится на четырех столбах. Четыре погребальные урны, помещаемые с четырех сторон вокруг покойного, охраняются четырьмя сыновьями Гора, которые связаны с четырьмя сторонами света.
В пифагорействе четверка означает совершенство, гармоничную пропорцию, справедливость, землю. Четыре — число клятвы пифагорейцев. Четверка и десятка — божества. Тетрактис: 1 + 2 + 3 + 4 = 10.
В Греции четверка — священное число Гермеса (так же, как и число восемь — две четверки).
В герметизме божественная четверица — Бог.
В еврейской традиции четыре — это мера, благодеяние, понимание; в Каббале — память. Четыре мира Каббалы, четыре направления в пространстве и четыре иерархических уровня Торы. Четырехугольник небесного Иерусалима указывает на совершенство, постоянство и устойчивость: «Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его Город расположен четвероугольником и длина его такая же, как и широта» .
В шумеро-семитской традиции четыре звездных бога отождествляются четырьмя сторонами света.
В христианстве четыре — число тела, тогда как три символизирует душу. Четыре реки рая, образующие крест; четыре Евангелия, евангелиста, главных архангела, главных дьявола. Четыре отца церкви, великих пророка, главные добродете-
ли (мудрость, твердость, справедливость, умеренность). Четыре ветра, несущие Единый Дух. Четыре апокалиптических всадника. Тетраморфы. Взору св. Иоанна Богослова являются четыре ангела: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево». Эти ангелы — образ мирного, спокойного исторического развития; эти небесные сущности сопряжены с четырьмя первоэлементами.
В мифологии древней Германии мир стоит на четырех карликах.
В скандинавском Асгарде текут четыре молочные реки.
В исламскую четверицу входят принцип-творец, мировой дух, мировая душа, изначальная материя. Они соответствуют четырем мирам Каббалы. Есть еще четыре ангельских существа, четыре дома смерти.
В индуизме четверка — совокупность, полнота, совершенство. Творец, Брахма, имеет четыре лица. Храм стоит на четырех сторонах квадрата, символизирующих порядок и окончательность. Четыре таттвы, четыре тела человека, четыре царства природы (животное, растительное, минеральное, царство ума), четыре юги Мировых цикла). В игре в кости четверка означает выигрыш. Четыре касты, четыре пары противоположностей. Четыре реки бессмертия.
В тантрических текстах четыре — число лепестков чакры Муладхара.
В буддизме Древо Жизни Дамба имеет четыре ветви, от его корней текут четы-эе священные реки рая, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность; четыре направления сердца.
В китайском буддизме четыре небесных стража, охраняющих каждую сторону света: Мо-ли Цин (Восток) с яшмовым кольцом и копьем; Вирупакша Далекосмот-рящий (Запад) с четырехструнной лютней; Вирудхака (Юг) с зонтом хаоса, темноты и землетрясений; Вайшравенна (Север) с бичами, мешком из шкуры пантеры, змеей и жемчужиной. В Китае четверка — число земли, которую символизирует квадрат.
Даосские четыре небесных стража — это Ли с пагодой, Ма с мечом, Чо с двумя мечами и Вэнь с шипастой палицей. Четыре духовно одаренных или священных существа: дракон, феникс, цилинь (единорог), черепаха, символизирующие также стороны света.
У народов майя небесную крышу держат четыре великана.
У американских индейцев это число используется чаще всего как четыре стороны света. Четыре ветра изображаются крестом и свастикой.
Число 5
Число 5 — символ человека, макрокосм; изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду, просто пятиконечной звездой, или пентаграмма (правильным пятиугольником).
Пятиконечная звезда, как и пентаграмма, оз-рдает целостную индивидуальность, свыше и духовное воспитание, если она поверга вершиной вверх; если же вершина обращена ЕНПЗ. то это символ колдовства и черной магии.
Пятерка символизирует медитацию, религию, и-ттивное состояние, многосторонность и, если не брать Восток, пять чувств. Число пять связывали также с любовью, здоровьем, чувственностью, анализом, критикой, силой, взаимозависимостью, органическим ростом и сердцем.
Пять — число циклическое, ибо при возведении в степень оно воспроизводит себя в качестве последней цифры. Подобно кругу, пятерка символизирует целое, а разделенное на 12 (5 : 12), что изображается в виде квинкунса, — символизирует число центра и точку встречи Неба с Землей, а также стороны света вместе с центральным пунктом. Кроме того, это стоящий в центре Творец четырех великих сил.
Первая система счета включала пять цифр.
Растения с цветками из пяти лепестков или с листьями из пяти долей, например роза, лилия и виноград, символизируют микрокосм.
В алхимии пятилепестковый цветок и пятиконечная звезда символизируют квинтэссенцию — знак пятого элемента.
Согласно доктрине пифагорейского мистицизма, число пять, так же как и семь, является священным, соединяющим в себе тройку (знак Неба) и двойку (знак Земли), на нем основаны законы природы и искусства.
По Пифагору, четыре первоэлемента: земля, воздух, огонь и вода — пронизываются монадой, эфиром. Символ проницаемости и жизнеспособности.
Пифагорейцы различают пять правильных геометрических тел: тетраэдр с четырьмя гранями, которые являются равносторонними треугольниками; куб с шестью гранями — квадратами, октаэдр с восемью гранями — равносторонними треугольниками, додэкаэдр с двенадцатью гранями — равносторонними треугольниками; икосаэдр, двадцатигранник, грань которого представляет собой правильный пятиугольник. Эти многоугольники могут быть вписаны в сферу, совершеннейшую из всех сотворенных форм.
В античном мире число пять связано также с богиней любви и охоты Афродитой (Венерой). Эти ассоциации с любовью и сексом, возможно, основаны на том, что пять — сумма чисел три (мужское начало) и два (женское начало). Другим источником этой связи могла быть древняя месопотамская традиция, согласно которой пятиконечная звезда — эмблема богини Иштар, персонификация планеты Венеры, первой вечерней и последней утренней звезды. Иштар — богиня как любви, так и войны, поэтому пятиконечная звезда до сих пор применяется как военный знак различия.
Кроме того, в греко-римской традиции пятерка символизирует свет и самого бога Аполлона как бога света, обладающего пятью качествами: он всемогущ, всеведущ, вездесущ, вечен, един.
В обрядах зороастризма у парсов и мандеев пятерка играет важную роль. Это, возможно, связано с тем, что священных добавочных дней света — пять. У зороаст-рийцев пять раз в день совершается молитвенное правило.
В еврейской традиции пять — это сила и суровость, понимание сути. Пятикнижие — первые пять книг Библии в иудаизме называются Тора: Бытие, Исход, Левит. Числа, Второзаконие. В Каббале пятерка символизирует страх.
Две скрижали Закона Моисеева, помещенные в Ковчег Завета, соотносятся с двумя ладонями человеческой руки: пять открытых заповедей и пять заповедей сокрытых.
В христианстве пятерка символизирует человека после грехопадения; пять чувств; пять точек, образующих крест; пять ран Христа; пять хлебов, которыми насытились пять тысяч человек.
В исламской традиции пять — благотворный и защитный символ. Мусульмане считают, что в основе их религии лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, пост, милосердие. У мусульман пять раз в день совершается молитва.
В индуизме пятерка символизирует группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов, чувств, дважды пять воплощений Вишну, пять ликов Шивы (эмблемой Шивы в Индии является также пятиконечная звезда). Кроме того, пятерка в индуизме — четыре направления и центр, в которых располагаются боги: в центре — Шива, восседающий на троне, Вишну — на севере, Брахма — на юге, Ишвара — на востоке, Махадева — на западе.
В буддизме сердце имеет четыре направления, которые вместе с центром образуют пятерку и символизируют универсальность, Последняя символизируется также Священной Горой с четырьмя островами вокруг. Существуют пять эзотерических будд (дхьяни-будд, или татхагатов): Вайрочана-Сверкающий (его атрибуты — колесо, центр и белизна); Акшобхья-Невозмутимый (его атрибуты — ваджра, восток, голубой цвет); Ратнасамбхава-Самоцветорожденный (его атрибуты — самоцвет, юг, желтый цвет); Амитабха-Безграничный Свет (его атрибуты — лотос, запад, красный цвет); Амогхасиддхи-Неизменная Удача (его атрибуты — меч, север, зеленый цвет).
У тибетцев — пять первоэлементов: земля, вода, огонь, ветер, небо.
Помимо ассоциации с микрокосмом человека (а также с рукой), число пять — важный символ мироздания в китайской, японской, кельтской и других традициях (четыре стороны света плюс центр).
В Китае число пять — символ центра мира, его значение в символической картине мира очень велико: кроме пяти частей света и пяти чувств, оно символизирует пять элементов, пять металлов, пять музыкальных тонов, пять основных вкусов, пять атмосферных субстанций, пять состояний, планет, священных гор, зерен, цветов, ядов, могучих амулетов, основных добродетелей (человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие), пять посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества.
В Японии пять — буддийская эмблема совершенства.
Ацтекский бог утренней звезды Кецалькоатль ассоциировался с числом пять. Он поднимался из загробного мира (также связанного с числом пять) на пятый день, как и ростки кукурузы, которые всходят на пятый день после посева. Ацтеки называли время, в котором они жили, «Эрой Пятого Солнца».
В обыденной жизни с числом пять связано понятие риска, которое реализуется через накопление опыта. Оно настолько же счастливое, насколько непредсказуемое.
Число 6
Число союза и равновесия. Графическое выражение — шестиугольник или шестиконечная звезда, образованная сплетением двух треугольников: одного — вершиной вверх (мужское начало, огонь, небо), другого — вершиной вниз (женское начало, вода, земля). Эта фигура известна как Звезда Давида, или печать Соломона, она символизирует совершенное равновесие, иногда считается символом человеческой души.
Шесть означает гармонию, совершенное число в пределах десятки: 1 + 2 + 3 = 6. «Самое плодовитое из всех чисел» (Филон). Символизирует единство полярных сил. Шестерка — это любовь, здоровье, красота, случай, удача (на Западе это выигрыш при игре в кости). У солнечного колеса шесть лучей.
По учению пифагорейцев, число 6 символизирует сотворение мира. Это число посвящено Орфею и Музе Талии. В пифагорейской системе шесть — знак удачи или счастья (этот смысл сохранился до сих пор для игральных костей), как и куб, имеющий шесть граней и символизирующий устойчивость и истину.
У шумеров шестерка означает шесть дней творения.
В Древней Греции шестиугольник — знак гермафродита. Гермафродит изображается в виде двух переплетенных треугольников, из которых один, направленный вершиной вверх, символизирует мужское начало, огонь и Небо, а обращенный вершиной вниз — женское начало, воду и Землю.
У евреев число шесть — это шесть дней творения, медитация, понимание; в Каббале — творение и красота.
В христианстве шестерка символизирует совершенство, полноту, шесть дней творения.
В Индии число шесть считается священным; шесть индусских измерений пространства: вверх, вниз, назад, вперед, налево, направо.
Китайская пророческая книга «И-Цзии» основана на шести прерывистых и непрерывных линиях, сочетание которых составляет систему из 64 линейных гексаграмм.
У китайцев шесть — численное выражение вселенной (четыре стороны света, верх и низ образуют шесть направлений); шесть чувств (шестым является ум); день, а также ночь, делятся на шесть частей.
В мифологии ашанти (Тропическая Африка) — это число смерти. С ним ассоциируются змея и скорпион.
Опубликована: 11 декабря 2011
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua