Теория цвета

Принципы цветовой терапии использовались еще в Средневековье, но наибольшее распространение получили в последней четверти XIX века. Так, в 1876 году доктор Сетчи лечил душевнобольных фиолетовым светом, полученным фильтрацией света солнца; доктор Штейн (1890 г.) и Келлог (1894 г.) ввели в медицинскую практику общее излучения инфракрасное и видимое облучение лампами накаливания.

В 1892 г. доктор Минин применил лампу ИК- из синего стекла со специальным рефлектором, получившем в дальнейшем большую популярность. В 1895 г. Эвальд использовал ультрафиолетовое излучение вольтовой дуги для лечения невралгических болей. К началу XX века доктора Бехтерев, Жуар, Пото и многие другие применяли в целях синтонической стимуляции и лечения фильтрованный свет различных длин волн. При этом нередко отмечалось, что лечебное действие цвета осуществляется не только через органы зрения, но и через кожу, о чем свидетельствовали и данные нейрофизиологии, и опыты со слепыми.

Цвет – это идеальное (психическое), связанное с материальным (физическим и/или физиологическим) через эмоции как их характеристическое отношение.

Если однообразие цветовых восприятий неблагоприятно сказывается на работе интеллекта, то периодическое восприятие дополнительных цветов увеличивает физическую и умственную работоспособность по сравнению с наблюдаемой при каком-либо одном цвете. Отметим, что при этом чередовании цветовых стимулов происходит взаимная сенсибилизация (повышение чувствительности рецепторов) за счет активности соответствующих нейронов и нервных центров, то есть активация интеллекта как на бессознательном, так и на подсознательном уровнях.

Цветотерапия говорит о том, что цветом одежды или машины мы часто передаем то, чего никогда не сможем сказать окружающим. Не из-за боязни чего-либо. Нет. Скорее уж потому, что не можем выразить словами все реально ощущаемое и чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами – неосознаваемое. Да и можно ли словами передать содержание своей души – все свое отношение к свету, к миру, к себе, к окружающим?

Согласно концепции цветовой терапии, наиболее четко изложенной М. Люшером и У. Бером, цвета, во-первых, отражают существующее поведение и сущность человека, а, во-вторых, предпочтение каких-либо цветов свидетельствует о возникающей потребности к «перемене цвета», то есть о фиксации наступающего состояния интеллекта. Поэтому для цветотерапевта важно выявить причину, по которой пациент выбирает определенный цвет. (Кстати, обратите внимание, какие цвета преобладают в вашем гардеробе?) Человек может выбирать цвет, отвечающий существующим отношениям компонентов интеллекта, и цвет, благодаря которому интеллект получит недостающее подкрепление для какого-либо из его компонентов. Принцип выбора предпочтительных цветов является двумя последовательными стадиями возникающей потребности в гомеостазе интеллекта. Иначе говоря, возникающая в интеллекте потребность является проекцией на его сущность. А проекцию от потребности всегда можно отделить. В соответствии с этим цвета можно использовать в качестве инструмента для исследования интеллекта человека (психологической диагностики) и последующего приведения в норму, согласно возникшей у пациента потребности.

Любая женщина знает, что цвет достигает наибольшей выразительности, если рядом с ним поместить немного контрастного цвета.

В настоящее время существует множество теорий, объединяющих человеческую личность со Вселенной на уровне тонких тел, которые взаимосвязаны отношениями определенных энергетических центров Наиболее явным образом эти отношения представлены в «нетрадиционной» медицине традиционных культур Востока, где цветом характеризуются не только функциональные свойства (так называемые поля) организма, но и внутренние органы, эндокринная система и т.п.. Современная экстрасенсорика также выявляет в человеческом теле своеобразные энергетические поля. При этом устанавливается связь этих полей как с местоположением, уровнем, чувствами или функциями человека, так и с цветом каждого поля (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Энергетические поля человека.


Таблица 1.2. Действие цвета на характер человека

Вместе с тем, цветотерапевты подчеркивают, что ни в коем случае предпочтительный цвет сам по себе не может свидетельствовать о направленности, темпераменте, или характере человека.

ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ В ЦВЕТОВОЙ СРЕДЕ.


С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. И не ведая того, родители одевают малыша в излюбленные ими цвета – цвета, определяющие его здоровье в настоящем и жизненный путь в будущем. И ребенок вверяется им – всезнающим. Однако его склонность к любимым цветам меняется на протяжении жизни. Уже к трем месяцам дитя реагирует на красные цвета. К полугоду – на желтые, затем на зеленые и позже всех на синие. У ребенка голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам – снова желтый, позже – зеленый, синий и т.д.

В Японии для гармоничного развития ребенка, сначала выявляются цвета, отсутствующие в детских рисунках. Затем восприятие доводится до овладения всеми известными цветами как основой гармонического видения. “Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни” – сверхзадача японского педагога. На Западе же отсутствие какого-либо цвета в детских рисунках считается проявлением творческой индивидуальности.

Замечено, что цветовые предпочтения разных полов различны: женщины чаще выбирают желтый, голубой и пурпурный, а мужчины – красный, зеленый и фиолетовый. К тому же, что женщины из ахромных (нецветных) цветов чаще всего выбирают белый и черный, а мужчины – серые цвета.

Таблица 1.3. Культурологический смысл цвета, по данным традиционных культур


Итак, человек – существо не только разнополое, не только социальное, но и биологическое. Помнит ли кто, почему холодная вода обозначается синим цветом крана, а горячая – красным? Условность ли это, если во всех без исключения культурах красный цвет связан с темпераментом “жаркого” холерика, а синий – “холодящего чувства” флегматика. Как нормальное существо, человек не только душой, но и своим телом отличает теплые цвета от холодных. К примеру, температура окружающей среды кажется на 2-3 градуса ниже реальной, когда человек одет в сине-зеленые тона. И выше, когда – в красно-оранжевые. Если это различие еще как-то связано с полом или темпераментом, то от социального положения оно почти не зависит.

Издавна мода навязывала пожилым людям всевозможные “старческие” цвета: блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные и др. Навязывала с их согласия. Как поясняется люшеровской методикой, им эти цвета нравились. Цветотерапевт же советует здоровым пожилым людям носить одежды ярких и сочных тонов. И надевая красные, оранжевые, желтые куртки или плащи, они говорят: “Конечно, за молодежью нам не угнаться, но зато чувствуем себя как молодые!”


Цветотерапия


Существует три группы методик цветовой терапии.

Первая – это создание гармоничного цветового окружения. Это – одежда, обстановка, среда. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта.

Вторая группа – это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света, по Бэббитту (Эдвин Бэббитт «Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета»). В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело. На бессознательное.

В медицине неоднократно отмечалось, что существенное значение для лечения любой болезни имеет окраска лекарства и даже его упаковка. Отмечены случаи, когда лицам, страдающим сердечной недостаточностью, больше помогали таблетки с сине-голубой оболочкой, чем с красной или желтой.

По заключению д-ра Бэббитта, цвета воздействуют на те больные органы, которые функционально противоположны им по цвету. То есть подобное лечится противоположным. Так, расстройство желудка лечится сине-фиолетовым цветом. Например, пурпурно-сиреневые цветы иван-чая являются вяжущим средством и снимают раздражение. Или фиолетовый сок черники используют как вяжущее и успокаивающее средство.

Вещества, имеющие природную окраску или заряженные на солнце с помощью цветных бутылок, обладают теми же лечебными свойствами, что и лучи данных цветов. Каждый может легко проверить это (фиксирующее воздействие цвета) на простом примере. Накройте два куска сахара двумя цветными стеклами (один – красным, другой – синим) и выставьте под прямые солнечные лучи на 20—30 минут. После того, как вы уберете стекла и дадите “остыть красному” куску или “нагреться синему”, независимо ни от чего первый вам покажется тепловатым и приторно-сладким, а второй – прохладным и освежающим.

К третьей группе относятся все известные пути цветомедитации. Так, путем невольной медитации (цветные очки, нахождение в комнате с цветными фильтрами) мы получаем необходимый заряд энергии, специфически воздействующей на определенные функции психики и организма. Пассивная медитация помогает нам взглянуть внутрь себя путем воображения того или иного цвета. Примерно так воздействуют на нас цветовые образы в храмах. Активная медитация основана на способности нашего подсознания создавать цветовые образы внутри себя. Эти образы мы направляем на определенные органы своего тела так, что их взаимодействие и осуществляет лечение цветом.

Как и в любой области медицины, здесь также существуют свои противопоказания и ограничения. Лечение цветом не рекомендуется непосредственно после приема пищи, при алкогольном опьянении или приеме лекарственных препаратов. Беременным и женщинам накануне (или во время) менструации следует проводить контрольное тестирование для цветовой коррекции каждого последующего сеанса.

Цвет одежды воздействует на нас тремя путями. Во-первых, существуют кожные рецепторы, которые передают подсознанию необходимую информацию и специфическую энергию цвета. Второй путь – это зрение, воспринимающее цвет уже на уровне подсознания и сознания. И, наконец, третий путь – это окружающие люди, которые воспринимают цвета и ведут себя с нами в соответствии с этим восприятием.

Существование первого пути доказывают опыты со слепыми, проведенные около 10 лет назад в США. Второй путь очевиден: человек не просто выбрал свой цвет одежды прежде, чем надеть на себя. Он постоянно воспринимает его (или свое?) отражение в зеркале и т.д. Не так очевиден третий путь, ибо “встречают по одежке"...

В восприятии одежды мы неосознанно ожидаем, что ее цветовая выразительность согласуется с чувствами, мыслями, а может быть, и с мировоззрением человека. И провожаем его “по уму”, – то есть, в зависимости от того, одел он свои или “чужие” цвета. Несомненно, цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых недоступен нашему сознанию. Хотя подсознательно мы и внимаем им. Иначе не встречали бы “по одежке”… Поэтому вряд ли можно считать разумными постоянные советы модельеров типа “Ваш цвет” или “Какой цвет Вам идет вообще”. То есть, формально перечислив лишь цвет глаз, волос, кожи и т.п.

Разумеется, очень многое зависит и от предназначения цвета. Одни цвета мы выбираем для себя, другие для ребенка, третьи для гостиной и т.д. И все для “внешней” среды. А ближайшей внешней средой является, конечно же, одежда.

Как же научиться чувствовать и понимать цвета? И не просто различать модные оттенки, а выбирать для себя их гармоничное сочетание. Чтобы лучше и комфортнее чувствовать себя в окружающем мире, при этом создавая комфорт окружающим.

Душа наша всегда и во всем ищет равновесия. За внешним цветом ищет она внутренний, обычно контрастный первому. При сочетании же только внешних контрастных цветов в равных количествах может случиться невероятное. Воздействие обоих цветов тут же взаимно уничтожается. Все это может вызывать чувство беспокойства. Ибо нет того преобладающего цвета, который лишь и создает определенный эмоциональный настрой.

Никаких всеобъемлющих правил цветовой гармонии в одежде пока нет. Да и не может быть, наверное. Дело это не столько спорное, сколько совершенно безнадежное: “На вкус и цвет товарищей нет”, и, уж тем более, – в моде.

Зодиакальные знаки также имеют свои оттенки. Своими весьма специфическими цветами эти знаки выявляют и собственный контраст, и относительный период их смены в нашей душе.

Овен соответствует чисто красному;
Телец - красно-оранжевому;
Близнецы - чисто оранжевому;
Рак - оранжево-желтому;
Лев - чисто желтому;
Дева - желто-зеленому;
Весы - чисто зеленому;
Скорпион - зелено-синему;
Стрелец - чисто синему;
Козерог - сине-фиолетовому;
Водолей - чисто фиолетовому;
Рыбы - фиолетово-красному.

В моде для каждого цвета период предпочтительности не так уж последователен, как в зодиакальном круге. Поэтому мы не будем обращаться к истории и вспоминать цвета модных одежд в каком-нибудь столетии. Ибо за столетие мода может пройти не один цветовой круг, не один круг Зодиака. В среднем, модным принято считать цвет от одного до трех лет. Проще говоря, этот период предназначен нам природой социального общения для перехода к следующему этапу интеллектуального развития. Цветовая терапия позволяет ускорить этот процесс и за несколько сеансов достичь тех же результатов, что привносят в нашу жизнь многолетние цвета моды. При этом мы остаемся в том же возрасте, что и были. И вместе с тем, получим цвета, требуемые от нас развивающимся интеллектом.

Цветотерапевт знает, что цвет, архетипически заложенный в интеллекте пациента, обязательно скажется на результатах лечения. Именно поэтому далее приводятся сублимированные значения цветовых архетипов определенных религий – для учета цветового фона, на основе которого существует интеллект человека.

Человечество все ближе и ближе подходит к божественному “знанию” радужных цветов в себе и себя в цвете...

Посмотримся же в это радужное зеркало нашей души и жизни, чтобы лучше узнать себя в мире цвета, а следовательно, и лечить (изменять) цветом.

Философия цвета


"Свет, согласно Э. Бэббиту, раскрывает славу внешнего мира и является наиблистательным из всех его блистательных свойств. Он придает, раскрывает красоту и сам по себе прекрасен сверх всякой меры. Он анализатор, правдолюб и раскрыватель обмана, потому что он показывает вещи такими, какие они есть. Свет проникает повсюду. Без его оживляющей силы растения, животные и человеческая жизнь должны были бы немедленно исчезнуть с лица земли. Поэтому вполне естественна попытка рассмотреть его потенциальные и прекрасные принципы и составляющие его цвета, потому что чем больше мы проникаем во внутренние его законы, тем больше обнаруживаем в нем волшебные свойства хранить в себе силу, оживлять, лечить, очищать и восхищать человечество" (см. "Принципы света и цвета").

Так как свет, купая все создания в собственных лучах, является основной физической манифестацией жизни, важно осознавать, по крайней мере, частично, тонкую природу его божественной субстанции. То, что называется светом, на самом деле является уровнем вибраций, воздействующих на оптические нервы. Мало кто из людей понимает, насколько они сильно ограничены стенами, сооруженными чувственными восприятиями. Наши знания о свете неполны, но есть и вовсе неизвестные формы света, для которых нет оптического эквивалента. Есть бесчисленные цвета, которые мы не можем видеть, также как и звуки, которые мы не можем слышать, запахи, которые мы не можем обонять, ароматы, которые не могут быть нами попробованы; и субстанции, которые не могут быть ощущаемы. Человек окружен сверхчувственной вселенной, о которой он ничего не знает, потому что центры чувственного восприятия не развиты в достаточной степени, чтобы прореагировать на более тонкие уровни вибраций, из которых состоит вселенная.

Как у цивилизованных, так и у примитивных народов цвет играет роль естественного языка для выражения философских и религиозных доктрин. Древний город Эктабана, как его описывает Геродот, был окружен семью стенами, окрашенными как семь планет, согласно знаниям, которыми обладали персидские маги. Знаменитый зиккурат, астрономическая башня Бога Неба в Борсиппе поднимается семью уступами, каждый из которых окрашен в цвет, соответствующий планете ("Халдейская магия" Ленормана). Таким образом, становится ясно, что вавилоняне были знакомы с концепцией спектра и его соотношением с семью Творящими Богами, или Силами. В Индии один из императоров династий Моголов соорудил фонтаны семи уровней. Воды, ниспадающие на следующий уровень, протекая через специальные каналы, меняли свою окраску, таким образом, проходя через все цвета спектра. В Тибете цвет использовался местными художниками для выражения различных оттенков настроения.

Л. Уодделл, говоря о северном буддийском искусстве, замечает, что в тибетской мифологии "белый и желтый цвет обозначают нежное настроение, а красный, голубой и черный принадлежат резким настроениям, хотя иногда синий или голубой используется как говорящий о небе и означает просто небесное. Вообще, боги изображаются белыми, гоблины - красными, дьяволы - черными, подобно их европейским родственникам" (см. "Буддизм в Тибете").

В Пифагорейском тетрактисе - верховном символе универсальных сил и процессов - содержатся теории греков относительно музыки и цвета. Первые три точки представляют тройной Белый Свет, который является Божественным Главой, содержащим потенциально как свет, так и цвет. Остающиеся семь точек представляют цвета спектра и ноты музыкальной шкалы. Цвета и тона являются активными творческими силами, которые, исходя из Первой Причины, устанавливают вселенную. Эти семь разделены на две группы - три и четыре точки. Высшая группа из трех точек становится духовной природой, сотворенной вселенной; низшая группа из четырех точек проявляет себя как иррациональная сфера, или низший мир.

Семь Творцов, или Делателей, низших сфер у египтян имеют имя Строителей, иногда называемых Правителями, и изображаются с большими ножами в руках, и этими ножами они вырезают вселенную из первозданной субстанции. Поклонение планетам основано на их понимании как космических телесных воплощений творческих атрибутов Бога. Повелители планет описывались обитающими на солнце, потому что истинная природа солнца, будучи аналогична белому свету, содержит семена всех тонов и цветов, возможности которых оно проявляет.

Существуют различные отношения, упорядочивающие взаимодействия планет, цветов и музыкальных нот. Наиболее приемлемая система основана на законе октавы. Слух имеет более широкую сферу, нежели зрение, потому что в то время, как ухо может регистрировать от девяти до одиннадцати октав, глаз может регистрировать только семь фундаментальных цветовых тонов, одним тоном меньше октавы. Красный цвет, таким образом, будучи и низшим тоном в цветовой шкале, соответствует до, первой ноте музыкальной шкалы. Продолжая эту аналогию, оранжевый соответствует ре, желтый - ми, зеленый - фа, голубой - соль, синий -ля и фиолетовый - си. Восьмой цветовой тон, требуемый для завершения шкалы, должен быть в более высокой октаве и уже красный. Точность приведенной аналогии подтверждается двумя обстоятельствами: (1) три фундаментальные ноты музыкальной шкалы - первая, третья и пятая - соответствуют трем первичным цветам - красному, желтому и голубому; (2) седьмая, менее совершенная нота музыкальной шкалы, соответствует фиолетовому, наименее совершенному тону цветовой шкалы.

В «Принципах света и цвета» Э. Бэббитт подтверждает соответствие цветовой и музыкальной шкал: "Точно так же, как «до» является и низшей нотой в музыкальной шкале и образована из грубых волн воздуха, так и красный цвет внизу цветовой шкалы сделан из самых грубых волн светоносного эфира. Поскольку музыкальная нота «си» (седьмая нота шкалы) требует 45 вибраций воздуха, «до» требует 24 вибрации, или же почти вполовину меньше, постольку и, если фиолетовый цвет требует 800 триллионов вибраций в секунду, красный цвет требует только 450 триллионов, то есть почти в два раза меньше. Когда кончается одна музыкальная октава и начинается другая, с вибрациями в два раза большими, нежели в предыдущей октаве, та же самая нота повторяется в более тонкой шкале. В то время как видимая часть спектра завершается на фиолетовом цвете, другие октавы невидимых цветов с удвоенными вибрациями продолжаются по тому же закону".

Психология энергетических центров


Энергетические центры человека могут быть использованы для того, чтобы смоделировать оценку собственного ума. Наблюдая природу собственных мыслей, склонностей, убеждений, желаний и действий, а также сделав снимок посредством Аура камеры от ООО «Квестлэнд», человек можем достаточно точно установить, какие энергетические центры доминируют внутри него.

Также могут быть определены способы, с помощью которых можно было бы развиваться, чтобы более полно выразить дремлющие внутри скрытые силы. Например, человек, которого пожирают собственные амбиции и который использует любую возможность, чтобы вырваться вперед, мало обращая внимание на остальное, находится под сильным влиянием третьего (желтого) энергетического центра. Конечно, если у человека силен желтый центр, то это ни в коем случае не означает, что это плохо. Делать что-то для себя - это хорошо и ценно. Но это может ограничивать человека, если, кроме этого, не существует других сильных влияний. Для такого человека делать что-то для других является драматическим способом достичь более уравновешенного состояния интеллекта и более гармоничного влияния центров.

В этом нет ничего мистического и эзотерического. Если вы поглощены собой, то делать что-то для других становится способом тренировать собственное внимание и энергетическую систему. Напротив, человек, в чрезмерных количествах посвящающий свое время и энергию тому, чтобы обеспечить комфорт и благосостояние других, наиболее вероятно, является "типом", который относится к четвертому центру, донором и источником бескорыстной любви. Человек, находящийся под преимущественным влиянием низших центров, может одновременно находиться и под влиянием высших центров.

Существует большое количество гуру, застрявших на идее силы, и мудрецов, обладающих способностью паранормального восприятия и оккультными способностями, что указывает на активность высших центров, которые однако действуют на основе нижних, используя их силы для того, чтобы доминировать над другими.

Психология энергетических центров представляет собой ценный инструмент для более глубокого самопознания. Если мы рассмотрим влияния, которые действуют внутри нас, мы сможем поработать над своими качествами в той области, где обнаруживается недостаток, или сознательно изменить влияния, действующие изнутри и оказывающиеся настолько сильными, что они ведут к задержке роста или даже к полному разрушению. Если вы непрерывно трудитесь на благо других (тип четвертого центра) и доводите себя до того, что физической жизни угрожает опасность из-за крайнего небрежения к собственным основным нуждам, то вам необходимо поработать с собственным инстинктом самосохранения. В конце концов, если вы в самом деле хотите служить другим и делать это наилучшим образом, вы нуждаетесь в том, чтобы быть по крайней мере живым и здоровым.

Если вы хотите, чтобы ваша жизнь была сбалансирована, но обнаруживаете, что вы являетесь чуть ли не сексуальным маньяком (очень сильное влияние второго центра) и проводите большую времени, пытаясь удовлетворить сексуальные нужды, то вам нужно попрактиковать выход за пределы забот о самоудовлетворении, для чего следует включиться в какую-нибудь форму служения или совместную работу с другими людьми.

Некоторые люди, которых иногда называют "блаженненькими", оказываются потерянными в небольшой области их собственного эфирного мира (вероятно, преобладает влияние третьего глаза), и у них отсутствует всякий интерес к земной жизни. При таком характере несбалансированности работы центров очень полезен физический труд, поскольку он бросает вызов и противостоит интеллектуальной работе. Указания к медитации на энергетических центрах, помогут сбалансировать их энергии. Но этого недостаточно.

В добавление ко всему нужно использовать самоанализ, представляющий большую ценность в работе над собой, важным критерием является также активность. Если, например, вы бы хотели меньше витать в облаках, займитесь тем, что требует особой физической и интеллектуальной активности. Если вы чересчур заняты собой и сверхамбициозны и хотите, чтобы ваша активность в большей мере была направлена наружу, сознательное включение в какую-нибудь разновидность работы для других поможет вам достичь существенных изменений.

Существует бесконечное количество разновидностей нарушения баланса в работе энергетических центров, и, по сути дела, каждый человек разбалансирован на свой собственный лад. Влияние центров пронизывает все тело и ум и может быть почти непреодолимым, поскольку сказывается на всех уровнях того, чем мы являемся по своей природе. Нередко необходимо затратить исключительные усилия, чтобы достичь большей уравновешенности. Исследование энергетических центров в сочетании с наибольшей возможной для нас честностью в самооценке, в работе над собой может быть разумным шагом на пути к личностной сбалансированности и гармонии.
Опубликована: 25 марта 2012
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua