Частное поминовение умерших

Смерть настигает каждого тогда,
Когда ты нужен небесам,
И Бог зовет к себе тебя
Через - ровно 40 дней после смерти,
Жизнь пролетает словно облака,
И свыше слышишь голоса,
Значит, пришла твоя пора
Через - ровно 40 дней после смерти

Святая Церковь постоянно молится обо всех преждепочивших отцах и братиях наших; но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем по нашему благочестивому желанию и по просьбе.
К частному поминовению умерших относятся: третины, девятины, сорочины и годовщина.
ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ
Поминовение усопших на третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Единого в Троице, хранил невредимой веру, принятую во Святом Крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов Единому в Троице Богу, то и по преставлении его Святая Церковь творит о нем поминовение на третий день; во-вторых, потому, что он сохранил три богословских (или - евангельских) добродетели, являющиеся основанием нашего спасения: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав - дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в Загробный мир, все три требуют очищения от грехов.
Кроме такого богословского значения поминовения усопших на третий день, есть еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: «Когда на третий день бывает в Церкви приношение, тогда душа умершего получает от стрегущего и Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, - получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса, для поклонения Богу всяческих».
ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ
На девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Она молит Господа, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенной к лику святых молитвами и предстатедьством девяти Ангельских чинов.
Святой Макарий Александрийский, по откровению Ангельскому, говорит, что после поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих Бога. Созерцая всё это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!». По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
СОРОКОВОЙ ДЕНЬ
Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней.
Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Народ еврейский питался в пустыне манной сорок лет; пророк Моисей постился сорок дней и сорок ночей, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней и сорок ночей в путешествии к горе Хорив; Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней и сорок ночей, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божия.
Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев (обычай Церкви Ветхозаветной) - оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа Благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы (диавола) и получить в наследие Царство Небесное.
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, от которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».
ГОДИНЫ И ГОДОВЩИНЫ
День смерти христианина есть день рождения его для Новой, Лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины. Празднуя второе рождение их для Неба, мы умоляем благоутробие (милосердие) Божие, да милостив будет Господь (к) душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их паки (опять) жителями Рая.
«Годины, или поминовение покойника в день его смерти спустя год после нее, и годовщины, повторяющие поминовение с возвращением этого дня и в последующие годы, надо совершать непременно под управлением той мысли живой веры, что ради совершившегося подчинения Самого Господа, по Его Вочеловечении, человеческим условиям времени для нас, годовые и многогодовые (многолетние) возвращения, или как бы повторения дня отшествия покойного в другую жизнь, имеют живой смысл и соотношение к его душе и судьбе. Надо вере и человеколюбию нашему пользоваться этим для споспешествования (содействия) успокоению усопших».
Опубликована: 13 сентября 2012
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua