|
|
АСТРОЛОГИЯ, КАК СИНТАКСИС ЯЗЫКА, ПРИГОДНОГО ДЛЯ ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ МИРА, И СТРУКТУРА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ-2
|
3. ОТ «А-А-А-А» ДО «Я!». (От первого крика до осознания себя. Далее – со всеми остановками.) Содержание этой главы, по существу, представляет собой иллюстративный материал к БМ. Здесь рассмотрены две последовательности. Первая – это фазы или этапы психического развития ребенка. Вторая – иерархия представлений о космосе и человеке и соответствующая каждому уровню иерархии психология. Приведенные последовательности не являются хронологическими ни в онтогенетическом, ни в каком-либо другом смысле (хотя чаще всего события происходят именно в таком порядке). Если же в частном случае чьей-то личной истории какой-нибудь участок последовательности случайно совпадет с хронологией событий в биографии этого человека – что ж, это приведет лишь к тому, что для него предлагаемая концепция будет понятнее и естественнее, чем для других. Она будет для него то, что «само собой разумеется» Номера позиций не случайны – в дальнейшем обнаружится очевидная связь этих чисел с номерами астрологических домов в классической астрологии. (В качестве следствия из предлагаемой последовательности представлений – возможность экстраполяции последовательности за пределы Земли в геометрическом и других смыслах. Проделав экстраполяцию, мы увидим, что внутри астрологии тоже можно усмотреть свою иерархию астрологий. Этот материал интересен, как артефакт применения БМ, перспективный для наведения порядка в самой астрологии, но не имеющий прямого отношения к задачам настоящей работы.) Как иллюстрации, эти примеры манифестируют квантор существования – они подтверждают, что существует такое разбиение на фазы, или страты, которое удовлетворяет структуре БМ. Для астрологии как естественной науки это означает одно (доказательство непустоты БМ), а для нее же, но как гуманитарного знания – совершенно другое (работоспособность предлагаемого направления). 3. 1. Этапы или фазы психического развития ребенка. (Здесь использованы описания возрастных особенностей детей, взятые из монографии Л. Ф. Обуховой «Детская психология».) С момента перерезания пуповины у человека формируется и, развиваясь, усложняется и обрастает подробностями представление о внешнем мире. Рассмотрим несколько первых этапов. 1. На первом этапе ребенок непосредственно проявляется во внешний мир, о котором известно только, что он есть. Первый крик, жест, выдох – это даже не спонтанность, потому что ей нечего противопоставить как произвольность. 2. На втором этапе ребенок замечает, что внешний мир реагирует на его движения – он местами твердый, местами мягкий, теплый, гладкий – в общем, разнообразный и во времени и в пространстве. Иногда он – препятствие на пути к удовлетворению желания, иногда – опора и средство для его удовлетворения. 3. На третьем этапе среди элементов внешнего мира обнаруживается особый класс предметов – с ними можно управляться голосом и мимикой. У них – у предметов этого класса – тоже есть голос и мимика. 4. На четвертом – среди этого особого класса выделяется еще более особый, просто-таки уникальный... это – родители, прежде всего – мать... Здесь же появляется представление о времени, о «раньше» и «позже». 5. На пятом этапе ребенок «вдруг» обретает способность, указав на себя пальцем, сказать – «Я». Раньше он при таком жесте произносил свое имя. Главная особенность этого этапа в том, что такому сочетанию нельзя научиться при помощи подражания. Ведь никто и никогда раньше не называл ребенка «Я». Это – первый и важнейший из творческих шагов. Это – искорка индивидуальности, осознание себя, проявление солнечного принципа, как сказал бы астролог... 6. И только после этого можно пытаться активизировать у ребенка сферу шестого этапа – осознание им своей включенности в большее, охватывающее его целое, восприятие им себя как части чего-то и частей своего тела как «подведомственных» ему, за которые он неким образом отвечает. В частности, это может быть учтено при обсуждении вопроса о возрасте, оптимальном для социализации ребенка. Далее, как было сказано, со всеми остановками. Речь идет о том, что последующие этапы, начиная с 7-го, требуют более тонкой, поистине экзистенциальной проработки. Подробностям этой деятельности и посвящена настоящая работа. 3. 2. Принцип подобия и взгляд на микрокосмос изнутри и снаружи. При взгляде «со стороны» мы увидим и поймем человека с большей или меньшей глубиной и подробностью в зависимости от того, каков наш космос и в макро- и в микро- представлении. Если мы упорядочим эти представления, например, по возрастанию объемности и сложности – мы получим как бы иерархию представлений о том, что же такое человек. Ей соответствует иерархия наук о человеке, в частности, последовательность психологий, каждая из которых во внешнем мире ограничена его актуальными размерами – в пространстве, времени, структуре и т. д., а во внутреннем мире – тонкостью инструментария, богатством нюансов, вариативностью и т. д. Рассмотрим несколько шагов этой последовательности. 1. Человек – это то, как он выглядит (какова его статика, характер движения, формы тела, тип лица и метаболизма и т. д.). Соответствующая психология – например, бихевиоризм. 2. Человек – продукт окружающей его среды. Слово среда здесь следует понимать в самом широком смысле. Соответствующая психология – социальная психология в духе К. Маркса (продукт системы общественных отношений), этнопсихология в духе Л. Н. Гумилева (продукт ландшафтной структуры) и т. д. 3. Человек – это окружающие его люди, (в первую очередь родственники), их взаимоотношения, ссоры и примирения, отчуждения и привязанности. (Этот шаг наиболее разработан в культуре и из дальнейшего изложения будет понятно, почему это так.) Соответствующие психологии – христианская антропология (бесы и лярвы с одной стороны и ангелы и другие светлые силы с другой, в процессе борьбы, ареной которой является душа человека), роли в трансактном анализе Э. Берна, ложные «Я» у Г. И. Гурджиева, «тонкая фауна» А. Б. Подводного, субличности в психосинтезе и гештальттерапии – то, что сейчас оформляется как субперсональная психология. 4. Человек – это результат его личной истории, следствие событий, происшедших с ним ранее и сформировавших его. В психологии – З. Фрейд, в той части его теории, где речь идет о детской травме, перинатальная психология О. Ранка, различные теории импринтинга. 5. Человек – это творчество, спонтанное, не обусловленное внешними причинами самовыражение. Психология творчества в широком смысле. В практической психологии – психодраматические техники, (Морено и т. п.) 6. Человек – целостная сущность, состоящая из частей, имеющих смысл лишь в контексте целого. Сам он также входит как часть в большее, охватывающее его целое. Это охватывающее целое и придает ему смысл. 7. --- Перечень можно продолжить, исходя из ключевых слов домов с соответствующим номером. Например, на 7-м уровне речь пойдет об отношениях «на равных», на 8-м – о пограничных состояниях и т. п. --- N. Человек – это горизонт его собственного восприятия. Гороскоп в узком смысле слова. Система домов. N+1. Человек – Солнечная система. Планеты, аспекты, тропический Зодиак. N+2. Человек – весь космос. Неподвижные звезды, любые объекты большого космоса, прецессия, сидерический Зодиак. Приведу еще раз положения БМ, которые иллюстрируют эти примеры: – Каждое представление вырабатывает свой язык описания реальности; в этом языке находят объяснение факты и законы всех предыдущих уровней. – На каждом уровне существует или может быть построена соответствующая психология. Она объясняет или сможет объяснить, будучи построена, все предыдущие, описав их на своем языке и, в свою очередь, найдет объяснение на последующем уровне. – Начиная с некоторого номера «N» эти представления называются астрологиями. – Это как минимум три различные науки, соотносимые между собой так же, как и все остальные науки о человеке. 3. 3. Сколько астрологий мы знаем? Предыдущий раздел я закончил замечанием, что, начиная с некоторого номера «N» представления о космосе и микрокосмосе называются астрологиями. Это как минимум три различные науки, соотносимые между собой так же, как и все остальные науки о человеке. Я обозначил этот уровень «N», не желая заранее ограничивать число до-астрологических уровней жесткой границей. Эта сторона вопроса может стать темой отдельного рассмотрения. Здесь важно, например, определиться с тем, совпадет ли эта иерархия представлений со структурой системы домов, или потребуются дополнения – в виде, может быть, «степени проработки уровня»? Так вот, уровни «N», «N+1», «N+2», – три различные астрологии. Назовем их «астрология-1», «астрология-2» и «астрология-3» соответственно. На уровне «N» – «астрология-1». Это астрология системы домов. Основные слова этого уровня – планеты в полусферах, квадрантах и домах, то есть ориентация космоса описывается относительно горизонта и меридиана. Здесь естественным образом появляется дихотомия дневной и ночной, восточной и западной полусфер. Здесь уместна типология К. Г. Юнга, концепция «жизненных миров» Ф. Е. Василюка [13] и другие типологии, основанные на двойке. Здесь диада «сознание – подсознание», «внутренний мир – внешний мир». Относя типологию К. Г. Юнга к астрологии-1, я вовсе не отношу сюда собственно аналитическую психологию, с ее представлениями о коллективном бессознательном, архетипах, синхронизме. Вообще, система представлений психолога – а тем более, великого психолога – скорее всего не попадет целиком в какой-либо один уровень предлагаемой системы. Для такого попадания надо, чтобы этот психолог или знал эту систему и хотел в нее вписаться, или «случайно», не зная системы, но, будучи аккуратным в ментальном конструировании, удержался бы в рамках уровня. Это предполагает такую «железную» последовательность мышления, которая уже сама по себе – методологическая школа. На уровне «астрологии-2» – тропический Зодиак – тоже есть представление о внутренних и внешних планетах, и мы поддаемся соблазну усмотреть здесь диаду. Такое усматривание не то, что неправильно, это скорее предыдущий уровень, астрология-1. На уровне 2 есть внутренние, внешние, высшие планеты. Можно, конечно, выделить важные диады – внутренние - внешние, видимые - невидимые – но это явно искусственный прием. Уместнее говорить о троичной структуре космоса и, соответственно, о типологиях, основанных на тройке. Тот факт, что современная астрология почти исключительно занимается астрологией-2, интересен сам по себе. Выход на объяснение этого факта я вижу в извечной «тоске по троице» изначально раздвоенного в своей земной жизни воплощенного человека, о чем сказано в христианских антропологических текстах. На уровне «астрологии-3» – сидерический Зодиак – на первый взгляд, есть и планеты и знаки и дома. И, кажется, сменилось «лишь» начало отсчета. Но при внимательном взгляде мы заметим, что это сползание точки Овна предполагает другое представление о времени – и по характеру и по масштабу. Во-первых, появляется новый большой цикл – период прохождения точки Овна по звездному Зодиаку. Во-вторых, то, что было базой, началом отсчета, становится фазой этого цикла. «Эон» теперь в основе всего, век как цикл, а не век как вечность. Точнее, слово «вечно» теперь означает не только «всегда», но еще и «регулярно». Кроме понятия «текущего» времени, общего для всех нас, появляется эта общая для всех нас «эонность», глобальная цикличность. И, значит, есть место для понятия «предвечность» – как независимость от этой цикличности, неподвластность ей. Здесь уместно говорить о структурах, основанных на четверке. Будут ли эти структуры типологиями – вопрос отдельный, выходящий за пределы данного исследования. Отмечу, что ученик Г. И. Гурджиева Д. Г. Беннет [32], рассматривая троичную структуру времени, различает три измерения времени: время, которое «сейчас» – собственно время, время, которое «всегда» – вечность, и время, которое «регулярно» – гипарксис. Подобную структуру времени репрезентирует также известная сакральная формула «Ныне и присно и вовеки веков». Здесь «ныне» это сейчас, «присно» – всегда, а «вовеки веков» – регулярно. Исторически понятие предвечности связано с Христом, началом эпохи Рыб, периодами, знаменующими начала циклов других зодиакальных эпох, (а не процессами, протекающими внутри этих циклов). В терминологии «Драматической вселенной» Беннета следует говорить не «предвечность», а «предгипарксичность», но, когда вводился этот термин, такого слова еще не было. [2] «Господи, дай мне астрологию-2, чтобы понять жизнь, астрологию-3, чтобы понять смерть и – естественно – разум, чтобы отличить первое от второго!» * * * Подведем итог в вопросе о соотношении астрологий. Астрология тропического Зодиака обладает большей «объяснительной силой», чем астрология системы домов и все психологические конструкции и, возможно, найдет когда-нибудь объяснение в астрологии сидерического Зодиака, если она появится. Утверждение, что эта астрология уже существует, с изложенной точки зрения является ошибочным, так как перенос огромного структурного и фактического материала, наработанного в сфере астрологии тропического Зодиака (слово «сфера» здесь очень уместно) на более высокий уровень не может послужить основой для создания новой науки и, соответственно, языка нового уровня. При попытке произвести такой перенос мы получим переформулирование прежней астрологии на другом языке того же уровня, тропического Зодиака – но менее удобном и привычном. Разработкой астрологии сидерического Зодиака успешно занимается антропософская астрологическая школа. Исследование ее специфики выходит за пределы настоящей работы. См. книги и лекции Р. Пауэлла [31]. * * * Можно видеть, что, при таким образом устроенном стратифицировании, последовательность представлений о человеке, этапы психического развития ребенка и иерархия психологий структурно подобны системе домов. Это позволяет утверждать, что, как и предполагалось на основании БМ: – последовательность носит циклический характер, то есть, при повторном прохождении дома его тема повторится «на новом качественном уровне»; – вакансии в иерархии психологий могут быть заполнены, исходя из темы дома с соответствующим номером (другой вопрос – надо ли это делать); – любая реально существующая психология, будучи описана на языке астрологии, имеет шанс получить новые технические средства и, во всяком случае, станет более «объясненной»; – существуют связи между психологиями, устанавливаемые только на языке астрологии – по стихиям, качествам, управлениям. В частности – о связях по стихиям – уместна гипотеза, согласно которой для эпохи Рыб были характерны психологические школы водных домов, (4, 8, 12 дома), в то время как сейчас все большее значение приобретают «воздушные» психологии (3, 7, 11 дома). Разумеется, верным будет утверждение, что эти же последовательности структурно подобны и системе знаков – как и любой системе астрологических полей. Но, поскольку наша задача – построение метаструктуры гуманитарного знания (без астрологии, так как я не могу утверждать на данном этапе, относится ли астрология к гуманитарному знанию), то правильнее будет взять в качестве базовой понятийной структуры систему домов. С одной стороны, это наиболее конкретный уровень в астрологии. С другой – он заведомо охватывает все психологии «земного» масштаба.[3] В частности, такое различие можно предположить в происхождении универсальных и индивидуальных аспектов в астрологии. Индивидуальные аспекты, связанные в классической астрологии с концепцией «арабских частей», а в наше время породившие технику работы, получившую название «тематические карты» [14/, /20] относятся явно к астрологии-1, а универсальные – скорее всего, к астрологии-2. Поэтому использование в одной фразе высказываний из двух разных астрологий, вроде «планета в аспекте к куспиду» или «точка счастья в аспекте к планете» является синтаксически спорным, как, например, «первичная травма субличности» или «раздвоение ложной личности» в психологии. За подобными высказываниями не стоит какая-либо одна реальность и поэтому не стоит никакой реальности. Хотя в чисто литературном отношении такие пассажи не бессмысленны, они могут быть весьма остроумны. 3. 4. Материал – описание – инструмент. Трехпозиционную структуру, описанную в базовой модели как связка «материал – описание – объяснение и инструмент» можно проиллюстрировать, рассмотрев несколько групп соседних уровней, в каждой группе по три уровня: Уровень 4. Импринтинг, формирование эмоциональных паттернов. На социальном плане – личная эмоциональная предыстория. Для 3-го уровня эмоциональные паттерны являются инструментом формирования паттернов отношений, жизненных сценариев и ролей в них – то, что в психоанализе называется «трансферные отношения». Психическим материалом, из которого можно начать строить ролевые позиции, служат, вероятно, ярлыки 2-го уровня, обозначающие неоднородности среды не как «кто это», а «какое оно» – «свой – чужой», «младший – старший», «родители – дети», «социально чуждый – близкий», «наши – враги», «буржуй – пролетарий» и др. Уровень 5. Воссоздание из имеющегося материала. Творчество в рамках контекста. Самоактуализация, примерно по Маслоу, психодрама по Морено, м. б. другие проявления внешней необусловленности, точнее, контекстной обусловленности. Содержание здесь на вторых ролях, но если контекст обеспечит необходимые условия, из материала содержания создастся образ, символизирующий исходную идею. Почти все искусство относится именно сюда. Для 4-го уровня все это – средства трансценденции, инструмент для формирования новых эмоциональных паттернов, своего рода генератор импринтингов. 3-й уровень (сценарии, роли) здесь в функции материала, из него «все сделано». Уровень 6. Координация (по вертикали). Биоэнергетика и биосинтез. Тело и его внутренняя самосогласованность сама по себе и как метафора для других целых. На социальном плане – способность руководить и подчиняться, «знать свое место». Для 5-го уровня – техническая основа для спонтанности, избавление от мышечного панциря и связанных с ним стереотипов движений (и физических и эмоциональных). Искусство как «технэ». 4-й уровень здесь присутствует в функции материала – освобождение приходит через проживание сюжетов ранних этапов личной истории (процесс рождения, глубокие травмы в детстве). Уровень 7. Встреча. Я и ТЫ встречаемся на равных. ТЫ для МЕНЯ даже несколько важнее, чем Я: Я хочу быть на равных и внимателен к ТЕБЕ. Это как бы небольшое самоотречение. Для 6-го уровня – основа для уважительного отношения ко включенному целому, например, к телу – с пониманием его проблем и удач. «Мой брат осел» св. Франциска довольно точно отражает суть дела. 5-й уровень здесь также выступает в функции как бы материала; спонтанность неожиданно оказывается необходима, но, конечно, это не совсем та спонтанность, что была на 5-м уровне. Из спонтанности 5-го уровня, как материала, вырастает сознавание «здесь-и-теперь-происходящего», самопамятование по Гурджиеву. 3. 5. Дополнения к структуре Базовой Модели. Учитель Беинса Дуно высказывал утверждение, которое, будучи сформулировано на языке астрологии, звучит так: Проблематика дома с номером «N» развертывается, воплощается и находит свое разрешение в квадранте с номером «N+1». Подставляя в N различные значения от 1 до 12, с учетом того, что домов – 12, а квадрантов – 4, получим таблицу: Применим этот закон к структуре психологий, описанных в языке астрологии-1. Мы видим, что проблемы, связанные с домами одной стихии, разворачиваются в одном и том же квадранте, (например, «водные» психологии – в первом квадранте, а «воздушные» – в четвертом). Рис.3Связь домов и квадрантов согласно закону Дуно. Это дает нам возможность понять – чем же занимаются психологи соответствующих направлений в своих теоретических поисках, да и в прикладных делах, прежде всего в терапии. Кроме того, выясняется, что психологии, принадлежащие одной стихии, связаны между собой теснее, чем это можно увидеть «изнутри». Становится видно, например, что у них «место встречи» – общее. К такому же выводу – о глубинном родстве знаков одной стихии – но исходя из совершенно других посылок, приходит Вайсберг В. А., описывая объемный Зодиак. [29]. На этом основании мы в дальнейшем будем рассматривать психологии, сгруппировав их по стихиям. При таком ракурсе становится очевидна их глобальная общность, в частности, трансперсональный характер инструментария психологий воздушных домов – так как охватывающие их представления соответствуют водным домам – и интеллектуальный характер поисков результата – так как место их разрешения – 4-й квадрант. Итак, человек может самыми различными способами соотносить свои миры – внутренний и внешний. Если применить группировку этих способов по стихиям, то станет заметна общность соотношения внутренней и внешней действительности в рамках одной стихии и качественное различие между стихиями. Проведя эту работу последовательно до некоторого логического конца, мы получим двухкоординатную схему, несколько громоздко названную «Группировка по домам и стихиям». Принцип, разворачиваемый каждой стихией, задает первый знак (или дом) в этой стихии, два других знака (или дома) соотносят этот принцип с двумя мирами – внешним и внутренним. Огонь (1) связан с самосознанием, Земля (2) – с восприятием своего окружения, Воздух (3) – с коммуникативностью, Вода (4) – со сменой форм, изменчивостью, пересечением границ. Первая цифра – стихия, в вышеперечисленном порядке, вторая цифра – номер дома в системе астрологических домов. Группировка по домам и стихиям: 1. Человек осознает себя. Огонь. 1. 1 «Я – это Я» 1. 5 «Я – мой внутренний мир». 1. 9 «Внешний мир – проявление моего внутреннего мира». 2. Человек воспринимает внешний мир. Земля. 2. 2 «Внешний мир – Оно». 2. 6 «Я – часть внешнего мира». 2. 10 «Внешний мир – цель, эталон, по его образу и подобию я ориентируюсь, ограничиваю себя, формируя внутренний мир». 3. Человек замечает, что он в мире не одинок. Воздух. 3. 3 «Внешний мир – ОНИ». 3. 7 «Внешний мир – ТЫ» 3. 11 «У меня в этом мире есть будущее. Это – Я». 4. Человек убеждается – в важнейшие моменты он в мире все-таки одинок. Вода. 4. 4 «Рождение. Вход в мир». 4. 8 «Трансформация. Переход в другой мир». 4. 12 «Жертва. Уход из мира». 3. 6. С чего начинается психика? С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре... Автор популярной некогда песни правильно ставит вопрос – но при этом явно недооценивает шаткость собственной мировоззренческой позиции, ее привязанность к определенной идеологии и, следовательно, уязвимость. Все, о чем говорится в той песне – картинка в букваре, хорошие и верные приятели с соседнего двора – элементы, с которых начинается психика, а не Родина. (См. эпиграф ко всей работе). С другой стороны, автора тоже можно понять. Будучи воспитан в духе ортодоксального марксизма, автор находится в плену мировоззрения 2-го уровня, а на 2-м уровне человек – продукт своего окружения, воспринятого как среда. (Вспомним: «Я – сын трудового народа». Народа «вообще»!) Это географический или социальный ландшафт, общество, как нечто единое, целое, в частности, класс – в том смысле, который придает этому слову К. Маркс. (А если в качестве мировоззрения взят не просто ортодоксальный марксизм, а его «советская» разновидность, то есть, марксизм с добавкой государственного патриотизма, то окружением, воспринятым как среда, окажется Родина). И тогда, конечно, все, что можно перечислить, является лишь элементами среды, к ним применимо – как собирательный термин – наименование этой среды – в данном случае, Родины. Именно так мы описываем Нечто, если не хотим по каким-либо причинам детально вникать в суть дела, в подробности, замечать, так сказать, «деревьев за лесом». Если суть дела нас все же заинтересует, мы сразу обнаружим, что человеческая реальность – не среда, на которую надо вовремя и правильно отреагировать, а люди, существа, «другие такие же» – будь то стул или дерево, кошка или дождь, «конь или его мальчик». Человек будет «вступать в отношения», а не «реагировать». С отражения во внутреннем мире ребенка отношений между ним и его родственниками, приятелями, начинается – в отличие от высшей нервной деятельности и на ее основе как на почве – психическая жизнь ребенка, впервые происходят те самые движения в его внутреннем мире, которые буквально выдергивают его из автоматического (адекватного или нет – это другой вопрос) реагирования на внешний мир, как на окружающую среду и ставят его в такое место внутреннего мира, сама возможность существования которого изначально не очевидна и не гарантирована. Ребенок отличается от детеныша именно по признаку – есть это место у него, или нет. Разыгрывание самых простых ролевых позиций намного сложнее самого изощренного реагирования на неоднородности внешней среды в пространстве и изменения их во времени. Как сказал Макс Борн, (один из крупнейших физиков ХХ-го века), «Понимание физики атома – детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В нашей системе представлений отражение во внутреннем мире ребенка отношений между ним и его родственниками, соседями, приятелями соответствует ключевым словам 3-го дома и называется «3-й уровень». Именно в этой картине мира впервые появляются люди и их отношения друг с другом, роли, разыгрываемые людьми и сценарии, в которые эти роли входят как составные части. Итак, психика начинается с 3-го уровня. До этого – на 2-м уровне – детеныш представляет собой «организм в среде» и его успешность, нормальность, адекватность – характеристики его реагирования на изменения среды. Если мы учтем вышесказанное, нам становится понятно, почему Фрицу Перлзу для теоретического обоснования гештальттерапии потребовалась в качестве исходной модели именно парадигма «организма в среде». Ф. Перлз разворачивает основную свою работу в представлениях воздушных домов, прежде всего в 3-м доме. Сюда можно попасть двумя путями – из 2-го и из 4-го. Исходя либо из психофизиологии, либо из личной истории; продвигаясь либо от материала, из которого строятся субличности, либо от инструментов, при помощи которых они строятся, и образцов, которым хочется, следует или приходится подражать... Поэтому, начиная с рассмотрения психологий воздушных домов, мы на самом деле начинаем с начала, а не с середины, как могло бы показаться. Ведь наиболее простой уровень в стихии воздуха – именно третий. 3. 7. Генезис уровня. Как же происходит переход от уровня к уровню? Какой механизм обеспечивает этот, вообще-то довольно резкий качественный скачок? Рассмотрим динамику подобного изменения на примере первого из них – перехода от 2-го уровня (организм в среде) к 3-му (роли и сценарии). Тем более, что хороший материал есть у Выготского [...т. 4]. Выготский приводит пример ситуации, который ложится в схему перехода от 2-го уровня к 3-му, описывая механизм его возникновения, нечто вроде генезиса 3-го уровня. Детеныш, находясь на 2-м уровне и реагируя себе на фрагменты окружающей среды, функционирует успешно, но в какой-то момент отдельный акт не может быть сразу завершен – например он потянулся рукой к яркой игрушке, а она – дальше, чем можно достать. Образуется некая пауза в функционировании. Кто-нибудь из РОДИТЕЛЕЙ – мать, или другой человек на этой роли, воспримет паузу как жест указания и бросится исполнять его, придвигая игрушку к малышу. Детеныш – ведь он сейчас свободен от функционирования и, значит, открыт для восприятия – куда-то поместит происшедшее событие. Если мать все, или многие такие паузы будет одинаково интерпретировать, как обращения к ней за помощью, то на этих местах прерывания автоматического функционирования сформируется поведенческий паттерн. Смысл его состоит в том, что протянутая в сторону предмета и застывшая в этом положении рука малыша (здесь может иногда добавляться хнычуще-требовательный звук) есть магическое действие, назначающее матери роль исполнителя, а детенышу (или уже ребенку?) – комплементарную роль. Выготский отмечает, что из всех участников истории эту интерпретацию ребенок усвоит последним. Мы видим, что для формирования ролевой пары «мать и дитя» надо, чтобы в окружении ребенка уже был кто-то, кто исполнит – и как раз вовремя – действия, формирующие в этой ролевой паре роль матери. Перефразируя известную алхимическую формулу, можно сказать: «Чтобы создать образ матери, надо иметь хотя бы немного матери».
Рис. 4. Формирование фигур 3-го уровня. А. Родитель. В. Исполнение роли. С. Функционирование. d. Формирование паттерна в момент прерывания функционирования. D, E, F. Ролевые фигуры 3-го уровня. 2, 3, 4. Уровни. Слегка обобщая описанный процесс, получим: ...На 2-м уровне можно функционировать долго, пока все удается. Если же окружающая среда предъявит что-то, на что не удастся отреагировать, тогда организм как бы приостановит реагирование. А что ж он будет делать? А ничего! Во всяком случае – ничего автоматического. И это «есть хорошо»! Автоматизм прерывается и возникает «возможность импринтинга». И если какая-нибудь фигура произведет действие, восстанавливающее функционирование, ей – фигуре – будет назначена роль матери, а в основу 3-го уровня ляжет то, что фигура в этот момент воспроизведет. Таким образом, первые по времени роли и паттерны поведения есть градации родительских. И, значит, «братья и сестры» – обычные ключевые слова 3-го дома – тоже градации родительских фигур. Видно, что для создания роли как элемента 3-го уровня необходимыми условиями являются: Наличие кого-то на месте РОДИТЕЛЯ (потенциальное существование 4-го уровня). Прерывание автоматического реагирования. (Неудача на 2-м уровне). Интерпретация РОДИТЕЛЕМ паузы в функционировании ребенка, как назначения роли. (Социально-культурная практика перехода от 4-го уровня к 3-му). Исполнение этой роли. (Применение элемента 4-го уровня как инструмента для формирования 3-го уровня из материала 2-го). На схеме (Рис. 1) видно, что для создания ролевых фигур 3-го уровня из материала предыдущих уровней, надо привлечь структурные элементы более высокого, 4-го уровня. Чтобы перейти со 2-го уровня на 3-й, необходимо вмешательство 4-го. (Это соответствует динамике уровней энергии в обобщенной термодинамике Дж.Г.Беннета [32].) 3. 8. Генезис уровня с точки зрения соционики. Натальная карта описывает две реальности. Одна реальность – состояние космоса в момент первого вдоха новорожденного. Другая (в соответствии с принципом подобия) – состояние микрокосмоса, структура психического мира ребенка. Если мы признаем, что натальная карта определяет тип информационного метаболизма, (это утверждение обосновывается в Приложении 1), то следует ожидать, что ребенок (или еще детеныш?) воспримет окружающую среду как тождественный тип – ведь у нее та же карта. Иными словами, с точки зрения соционики описание 2-го уровня в исходном положении выглядит как реализация тождественных интертипных отношений – любое проявление внешнего мира вызывает реакцию в соответствии с типом. Вернее, реагирование происходит только на подобное себе проявление среды – только на ту часть мира, которая опознана как «своя». Если эта реакция принимается средой, как адекватная, детеныш, или особь укрепляется в типе реагирования. И реагирует, развиваясь и совершенствуясь в функционировании и больше ни в чем. Если же чуждая, неопознанная часть достаточно активна, то есть проявление среды таково, что ребенок (или еще детеныш?) вынужден заметить нетождественность типа энергоинформационного обмена своему типу, то – что будет? Прервется ли автоматический процесс информационного метаболизма? Если прервется, то возникает пауза, в которой и зарождается (а как?) 3-й уровень. – А как и в каких случаях (с точки зрения ее внутренней ситуации) обезьяна начинает «передразнивать», копировать поведение человека? *** Что же произойдет, если метаболизм не прервался, если удается отреагировать, не вступив в отношения? Это возможно, например, когда родителями созданы идеальные условия для функционирования детеныша или сам детеныш особенно одарен и удачлив в функциональном отношении. Тогда не возникает необходимости в социальных жестах, подражательном поведении. Детеныш не играет с «другими такими же», не выделяет людей из предметной среды, как нечто особенное, и, значит, не научается различать роли. Психолог узнает здесь симптомы некоторых форм аутизма. Кстати, аутичные дети часто проявляют высокую одаренность в техническом, функциональном смысле (что, как видно из вышесказанного, и есть основное и хронологически первое препятствие выходу на следующий уровень). [35] Каким образом среда может быть более активна, чем организм? Когда она более высоко организована. Здесь уместно предположение, что среду формирует некая высокоорганизованная сущность – учитель или культурный герой – создающий это конфликтное прерывание стереотипного реагирования. Причем делает он это так бережно и аккуратно, чтобы реагирование прекратилось, а жизнедеятельность – нет (то есть, прерываются не все процессы информационного или иного метаболизма, а выборочно и с пониманием). Представляется важным подчеркнуть, что переход на следующий уровень возможен, только если ему предшествует неудача на предыдущем! Ведь пока «все удается», никакого перехода и быть не может, в нем нет необходимости! Более того, не всякая неудача так уж благотворна – можно не прекратить функционировать, может рядом не оказаться «немного золота», или при следующем повторении неудачи представитель родительской позиции проявит непоследовательность – даст, например, иную интерпретацию. Но неудача, или, во всяком случае, неприятное, трудное переживание – необходимое, хотя и недостаточное условие начала нового качества жизни, а, может быть, и вообще новой жизни. «В муках рожать будете...». * * * В следующем разделе три главы посвящены домам, соответствующим стихии воздуха и, в качестве объяснительного уровня, затронуты дома водного тригона. Материал каждой главы содержит перечисленные ниже необходимые элементы и структурирован по следующей схеме: I. Что такое космос и микрокосмос (мир и психика) на этом уровне. II. Как это описывается на языке астрологии. III. Принцип подобия в модусах описания и объяснения. IV. Метафора этого уровня. V. Психотерапия этого уровня. Представление каждого уровня описывает космос и микрокосмос так, как если бы других уровней не существовало. Но не следует обольщаться, смысл, в отличие от логической непротиворечивости, каждое представление имеет именно в контексте 11-ти остальных в их сложной взаимосвязи.
«Если Бога нет – какой же я тогда штабс-капитан?» (Ф. М. Достоевский) Если ЦЕЛОГО нет – часть не имеет смысла.
|
Опубликована:
5 июня 2012
|
Автор:
Левицкий А.
|
|
|