|
|
АСТРОЛОГИЯ, КАК СИНТАКСИС ЯЗЫКА, ПРИГОДНОГО ДЛЯ ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ МИРА, И СТРУКТУРА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ-3
|
4. ПСИХОЛОГИИ ВОЗДУШНЫХ ДОМОВ 4. 1. Отличие психологий воздушных домов от остальных. Все воздушные дома имеют следующие общие особенности: - Они «сходятся» в IV квадранте. Это может означать, например, что проблематика, которую удается описать на языке представлений воздушного дома, разворачивается и решается в символике IV квадранта. Как именно – покажут аспекты из проблемного дома или проблемной аспектной фигуры, связывающие их с IV квадрантом. - Их структуру и операциональные принципы задают следующие за ними водные дома. Это может означать, что водный дом ответит на вопрос – как (и, возможно, почему) сформировалась именно такая проблематика в предыдущем воздушном доме, какие методы и техники будут эффективны для решения проблем, какие препятствия, ограничения есть у этих техник в данном конкретном случае. Тот факт, что методы и техники носят водный характер и есть специфика воздушных представлений. - Они описывают те сферы жизни человека, в которых ведущей является коммуникативная практика. Это сферы, в которых человек обнаруживает, что он не одинок в этом мире. Следующие за ними водные дома описывают сферы, где человек принципиально одинок – сферы трансформации, пересечения границ. «По духовному пути дружной группой не пройти». Вопрос – почему именно так, драматически, связана феноменология с объяснениями и инструментами – пока остается открытым. На мой взгляд, «воздушные» психологии имеют особое значение, во всяком случае, в европейской культуре и в нашу эпоху. Это, отчасти, связано с тем, что психотерапия – (а некоторые психологи считают, что, вообще, психика) – это, прежде всего, коммуникация. Даже если нам удастся каким-либо, самым мистическим образом, получить прямой доступ к любому другому уровню в психике, все равно, для того, чтобы рассказать об этом переживании себе или другим, надо «выйти на воздух». То есть, вступив в коммуникацию, активизировать в себе психические структуры третьего, седьмого и одиннадцатого уровней. 4. 2. Психология-3. Я и ОНИ. 4. 2. 1. Психика как диалог частичных личностей. В третьем доме космос представляет собой «толпу одиноких всадников», по выражению С.Ликока. Микрокосмос, естественно, тоже. В этой толпе – по правилу старшинства, что ли, – главную роль играют фигуры людей, с которыми нативус нарабатывал первые навыки ситуационного общения. Это родственники, соседи, товарищи по детским играм – иначе говоря, элементы окружающей среды, специфика которых состоит в том, что ими можно манипулировать «магически», не прикасаясь к ним руками. Для достижения желаемого результата надо подавать правильные сигналы голосом и жестом – произносить так называемые «слова» и делать более или менее сложные движения. В дальнейшем из этого материала сформируются блоки, которые можно использовать как целое – поведенческие паттерны. Как бы ни был велик и разнообразен набор этих заготовок, он где-то заканчивается – а другого материала, из которого нативус мог бы «собрать» себя, в его распоряжении нет. Любую жизненную ситуацию, сложившуюся для него во внешнем мире, нативус сможет интериоризировать, лишь «натянув на базис», как говорят математики – описав ее на языке драматургии своих внутренних фигур и назначив себе в этом спектакле одну или несколько ролей. При этом он может быть вполне доволен результатом – и тогда структура происходящего останется скрытой от него. Но, возможно, что его внутренние частичные фигуры изначально конфликтны между собой. Или другой вариант – спектакль, на который он пытается натянуть реальность, для этой реальности не подходит, причем настолько сильно, что возникает конфликт. И с этим конфликтом нативус придет к терапевту. Где терапевту искать объяснение конфликта и средства для работы с ним? Объяснения и средства всегда следует искать на следующем уровне. Следующим уровнем в данном случае (Вспоминаем, что мы находимся в системе представлений 3-го дома) является уровень 4-й. Четвертый уровень в нашей системе – это события прошлой жизни клиента. Весь стройматериал, из которого клиент черпает скрипты, роли, в том числе и конфликтные, клиент принес с собой. Это – события и персонажи, сыгравшие важную роль в его личной истории, где он – тоже персонаж. В пределе – это структура его натальной карты. Здесь и теперь, в кабинете психотерапевта или астролога, рассказывая и умалчивая о своих проблемах, отвлекаясь от них, производя множество психических движений, клиент выложит свой реквизит и выберет себе конфликтную роль в конфликтном сценарии – и то и другое из этого набора. Комплементарная роль может быть предложена терапевту, может – кому-нибудь другому – суть не в этом. (Роль, кстати, может на ходу заменяться на любую другую из того же набора.) Суть в том, что все сюжетные перипетии, происходящие здесь-и-теперь, построены по образу и подобию исходных сюжетов и ролей, происшедших и проинтерпретированных там-и-тогда. Если мы согласимся с тем, что этот набор присутствует в структуре натальной карты – то, следовательно, есть основания предполагать, что астрологический анализ карты с точки зрения психологии третьего дома позволяет консультанту еще до встречи с клиентом освоиться с полем возможных частичных фигур. Практическая сторона работы, описанной в этой главе, посвящена развитию и доказательству указанного тезиса. 4. 2. 2. Трансфер. «Здесь-и-теперь» как метафора «там-и-тогда». Необходимым первым этапом психотерапии-3 является усматривание в происходящем здесь и теперь вторичности, подобия, «сделанности» и привлечение внимания клиента к исходному сюжету. В психоанализе в этой связи говорят о динамике «объектных представлений». «Под поверхностью психологической жизни лежат воспоминания об отношениях, которые, подобно мускулам, нервам и костям под кожей, составляют жизненно важные части органического целого... Во всех своих взаимоотношениях люди формируют трансферы... Трансфер – это универсальный человеческий опыт. В психоанализе между аналитиком и пациентом может возникнуть необычно интенсивная форма трансфера – трансферный невроз. Это происходит тогда, когда аналитик пробуждает в пациенте объектные представления, которые составляют сердцевину его эмоционального расстройства... Одновременно с этим индивидуум в ходе психоанализа «разыгрывает» другие характерные образцы своих взаимодействий с людьми... » (Р.Урсано и др. «Психодинамическая психотерапия»). В психотерапии гипотеза о существовании частичных личностей и необходимости привлечения трансферного материала для работы с ними нуждается в обосновании. В языке астрологии же это – отражение того факта, что психотерапия-3 существует и ближайшей, непосредственно охватывающей ее сферой является уровень 4. Развернем это высказывание. Согласно представлениям уровня 4, то, что человек представляет собой сейчас – это результат его личной истории, то, что происходило с ним раньше и предопределило то, что происходит теперь. В психоанализе подобное явление называется «первичная травма», механизмом формирования которой является импринтинг. Если переживание, точнее, эмоционально-деятельностный комплекс, образовавшийся в результате травмы, ригиден, сформируется невроз, с которым и работает терапевт. Объяснить, почему происходит импринтинг, можно на следующих уровнях, начиная с 5-го, но нас сейчас интересует 3-й. А на 3-м уровне импринтинг переживаний выглядит как импринтинг отношений и называется трансфер. На 4-м уровне формирование переживаний из детских психологических травм – это невроз, и работать с ним можно с помощью техник 5-го дома, а на третьем уровне конструирование отношений с другими людьми и внутренних диалогов и отношений между частичными фигурами в психике из скриптов (первичных сценариев) и ролей в них – нормальное функционирование механизма трансфера. Механизм трансфера сам по себе не плох и не хорош – он нейтрален по отношению к содержанию. Но качество его работы и исходный материал для обработки может быть лучше или хуже. А от этих двух вещей зависит результат. Здесь, на третьем уровне, мы не в силах повлиять на материал, предмет нашего внимания – механизм трансфера. И если в функционировании этого механизма что-нибудь клиента не устраивает, механизм нуждается в наладке при помощи специализированного инструмента – анализа происхождения и биографий субличностей. А материалом, из которого формируются новые импринтинги, так же, как и самим инструментом, при помощи которого они формируются, мы, как уже отмечалось, займемся на 5-м и далее уровнях. 4. 2. 3. Постановка задачи. Целью психотерапии-3 является так называемая интеграция – увеличение степени целостности личности. Психотерапевтическую задачу можно сформулировать так: · Обнаружить субличность, т. е. правильно описать ее и назвать; · Обеспечить ее безопасность – защиту от других субличностей; · Создать условия для интеграции двух конфликтующих субличностей в новое, более целостное образование (смерть двух прежних субличностей и рождение новой). В исходной ситуации между субличностями могут установиться любые отношения. Можно выделить несколько типичных: - Они не знакомы; - Враждуют между собой; - Одна подавляет другую; - Они сотрудничают и поддерживают друг друга. Все случаи, кроме последнего, могут быть причиной конфликта. Можно даже сказать, что этот последний случай описывает не субличности, а органичные части единой, целостной личности. Но во всех остальных случаях нам есть что делать. Сложность задачи состоит в том, что психика сопротивляется всем попыткам обнаружить субличность. Будучи отождествленным со своей субличностью, человек воспринимает конфликт как экзистенциальный, а субличность – как себя. Чтобы увидеть конфликтующие субличности одновременно, надо занять внешнее по отношению к ним обоим положение – встать на такое место в психике, в котором сейчас ничего нет – ведь если бы там что-нибудь было, то проблемы бы уже не существовало! Увы, при этом необходимо принести в жертву обе конфликтные субличности (в 4-й квадрант входит, кроме всего прочего, 12-й дом). Обычно клиент отождествлен с одной из конфликтующих фигур и говорит о ней «Я», а другую экстериоризирует, (проекция), и, на словах, готов ею пожертвовать, но, к сожалению, только на словах. Дело в том, что конфликтные субличностные пары (а иногда это не пары, а группы большей численности) – неразделимы. Можно даже сказать, что конфликтная группа – более целостное образование, чем каждая субличность (хотя наблюдаем мы каждую субличность в отдельности), что такая группа имеет «большую степень реальности». И, значит, эта готовность ничего терапевту не облегчает. И вот тут на помощь может прийти астрология. 4. 2.4. Субличности и констелляции. Первоначальный замысел работы, которая впоследствии получила название «Психотерапия-3», возник в процессе длительной работы автора в составе гештальттерапевтических групп. Рассматривались, решались, а, главное, ставились проблемы участников групп – в том числе и с точки зрения конфликта субличностей. (В гештальттерапии существует такое понятие, как «постановка проблемы» – самостоятельная деятельность, один из этапов психотерапевтического процесса.) При этом были выделены контекстно актуальные субличности. Затем рассматривались натальные карты. Довольно скоро было замечено, что описание субличности сходно с описанием натальной карты, данное как бы начинающим астрологом – как если бы астрологу была видна не вся карта. При этом конфликтующим субличностям соответствуют различные части одной и той же карты. Некоторые планеты, знаки и другие элементы астрологического реквизита не фигурируют в описании конфликта и его участников и никак не проявляются. Они образуют как бы фон, на котором конфликтные субличности являются фигурами. В процессе работы в пространстве этого фона и из его элементов создается «точка сборки», формируется новая субличность. (Похоже, что кастанедианский[4] термин «точка сборки» в контексте психологии-3 возвращает себе, наконец, исконный строительно-монтажный смысл). В работе [18] рассмотрены примеры натальных карт, иллюстрирующие проявление субличностей в карте и «на жизненной сцене». 4.2.5. Субличности на натальной карте. Проведенная таким образом работа позволила сделать следующие выводы: В карте можно выделить подструктуры, способные проявляться, не вовлекая в действие другие части карты. Актуальная субличность есть проявление одной такой подструктуры или сочетания нескольких подструктур. Совокупность этих подструктур и их сочетаний образуют как бы поле виртуальных субличностей, которые «воплощаются» более или менее случайно. Удалось выделить следующие наиболее часто «воплощающиеся» подструктуры: · Независимые диспозиторные цепочки. Важный частный случай – одна планета в «своем» знаке; · Независимые аспектные фигуры; Важные частные случаи –большой тригон и большой квадрат. · Планеты в напряженных аспектах. Важные частные случаи – оппозиция и квадратура стеллиума; · Планета на куспиде углового дома; · Планета в ручке корзины или в петле пращи; · Начало Овна или конец Рыб на асценденте. «Суверенитет домоуправления». При совпадении сигнификатора и управителя соответствующий дом ведет себя как субличность; · Неаспектированная планета или стеллиум. На наш взгляд, полученные результаты можно использовать в психотерапии следующим образом: · в диагностике – резко сужается сфера поисков субличности, актуальной в данный момент; · в прогностике и пропедевтике – появляется возможность применить чисто астрологические способы и инструменты: гармонические аспекты планеты, инициирующей проблемную субличность, транзитные аспекты, гармонизующие или напрягающие натальную ситуацию и т.д. Во-первых, в начале терапевтического диалога терапевт уже знает набор фигур, к которым можно адресоваться. Это уменьшает число «пристрелочных» трансакций. Во-вторых, терапевт может еще до встречи с клиентом, глядя на карту, предположить, каковы характерные места в психике клиента, с которых конфликт «виден» и, следовательно, в которых возможен синтез новой субличности или хотя бы поле для знакомства старых между собой. «Сольются они в экстазе» когда-нибудь, или нет – задача следующего этапа. Сначала надо «жилплощадью обеспечить», подготовить место для интеграции. Даже если субличности просто познакомятся – а тем более помирятся – возможность выбора у клиента сразу возрастет. Что, собственно, и требовалось. 4. 2. 6. Тайна успеха плохих астрологов. Уже было отмечено, что на уровне 3-го дома психотерапия ориентирована на интеграцию психики. Понятно, что не терапевты выдумали такую цель – все мы мечтаем избавиться от фрагментарности и неполноты существования, жаждем согласованности с собой и с внешним миром. Поэтому «стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций человеческой личности. Но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной целостностью. Органическое единство – это цель человека, а не его наличное состояние. Человек может поставить перед собой эту цель, может приближаться к ней, может однажды достигнуть ее. Но до тех пор, пока цель не достигнута, в психической жизни человека присутствуют разные, иногда противоположные тенденции». [26] На языке астрологии об этом можно сказать следующим образом: Популярное среди астрологов утверждение, что человек живет по натальной карте – оптимистическая иллюзия. Стать, наконец, самим собой, то есть, проработать свою карту и научиться реализовать все ее аспекты в их взаимосвязях – так можно было бы сформулировать лишь отдаленную, глобальную задачу, так сказать, «задачу на «это воплощение». М. Бубер говорил: «Если когда-нибудь я попаду на небо, Господь не спросит меня «Мартин, почему ты не стал похож на Моисея?» Скорее всего, он спросит: «Почему ты не стал похож на Мартина Бубера?» В особо благоприятных случаях внутреннее единство появляется «само», как плод стихийного роста. В остальных – как награда, получаемая благодаря работе над собой. А реальный человек (далее – в кавычках, как видовое именование, «Ноmо Realis», так сказать) живет по фрагменту своей карты, причем наиболее вероятно, что по самому яркому с точки зрения, например, энергетики. Об этом, в частности, пишет и Д. Радьяр, юнгианский аналитик и астролог, основоположник психологического направления в астрологии. В терминах предлагаемой концепции подобный фрагмент карты называется субличностью. «Человек реальный» проявляется не как личность, а как несколько наиболее энергичных, в широком смысле слова, субличностей. Его жизнедеятельность, драматургия его жизни определяется тем, каковы эти субличности сами по себе и каковы взаимоотношения между ними. Поэтому «Человека реального» – имеющего, казалось бы, и бессмертную душу и жизненное предназначение, можно вот так, запросто, взять и описать как «представителя типа». Как Овна, как сангвиника, как интуитивно-логического экстраверта и т. д. Если бы «Человек реальный» был целостной личностью, подобное неуважительное обращение с ним было бы невозможно. Ведь в личности есть все, поэтому личность не типологична, а вот субличность всегда принципиально неполна, нецелостна. Субличность – узкий (и, как правило, склочный) специалист, ее полнота одностороння. Но зато она – реальна. Когда этот реальный клиент придет к реальному астрологу – а реальный астролог – это тоже фрагментарно живущий человек, да, к тому же, частично изучивший астрологию – произойдет долгожданная встреча. С большой степенью вероятности случится вот что – астролог, глядя на карту клиента, увидит не всю карту, а лишь самый яркий ее фрагмент и будет говорить с клиентом именно об этом фрагменте. На языке психологии-3 это значит, что он обращается к той субличности клиента, которую тот называет «Я». Они нашли друг друга. Наш реальный клиент с восторгом отзовется о реальном своем консультанте – ведь тот сразу вышел на главную, по мнению клиента, проблему, и, рассказывая о ней, обращается точно по адресу. А вот хороший астролог так не поступит – ведь он всегда обращается к возможному в будущем состоянию клиента – когда еще в реальности появится адресат! А сейчас – сейчас клиент, скорее всего, останется неудовлетворен и терапевтом, и консультацией – его реальный запрос не услышан, да и его самого не заметили. И только очень хороший астролог увидит и то, каким клиент станет или может стать, и то, чем он является сейчас, и то, к кому из них и как можно обращаться, с надеждой быть услышанным. 4. 3. Психология-7. Я и ТЫ. Призрачно все в этом мире запутанном, есть только грань, в ней – и Ценность и Факт. Тонкая грань между внешним и внутренним. Именно здесь происходит КОНТАКТ. Почти из популярной песни. Самое удивительное, среди прочих удивительных вещей на Земле, это то, что люди – пусть лишь изредка и с ошибками – но все-таки способны ПОНЯТЬ друг друга. Просто не укладывается в голове – как это возможно! Ведь мы такие разные, так по-разному все видим, а то, что видим, так по-разному объясняем для себя. И так невразумительно пытаемся втолковать другим то, чего сами не поняли. А даже если вразумительно!.. Неутешительный вывод американского психолога М.Мэрфи о том, что «Если ясность вашего изложения исключает неверное толкование, то вас непременно поймут наоборот» – действительно, скорее закон человеческой природы, чем неприятная случайность. И, тем не менее, мир наш полон чудес. Одному из них, может быть, самому неожиданному и уж, во всяком случае, самому первому в жизни человека, посвящена эта глава. 4. 3. 1. Человек – это экзистенциальная встреча. В седьмом доме Космос и Микрокосмос встречаются на равных. Я, Микрокосмос, вступаю в отношения с Тобой, Космос. Ты – такой же, как Я – такой же в некоем странном смысле фундаментального равенства при любых различиях и независимо от них. Никто не высветил эту тему лучше, чем М.Бубер в работе «Я и ТЫ», [6] поэтому я охотно включаю почти всю ее в эту главу (и заимствую название). Но здесь нас интересует в первую очередь не содержательная, а структурная сторона дела. На 3-м уровне человек представлял собой диалог субличностей. На 7-м это диалог личностей. Если диалога нет, если я избегаю реального контакта – значит, я на другом уровне, ниже. На уровне 3 невротичным проявлением, отклонением от нормы назывались конфликтные диалоги, «плохое качество» жизни на этом уровне. На уровне 7 невротичность – отсутствие уровня 7. На 7-м уровне нет плохого или хорошего качества жизни. Реальная ссора не хуже (и не лучше) реальных любовных объятий. Но РЕАЛЬНОСТЬ может присутствовать – или нет. Когда Г.И.Гурджиев говорит: «Вы не можете умереть, потому что вы не живете» он утверждает именно это – если вы находитесь ниже 7-го уровня, вы не потеряете реального существования, так как его у вас и не было. Человек избегает настоящего, глубокого контакта по разным причинам и разными способами, но во всех случаях есть нечто общее: наш нативус всегда на стороне одного из участников. И действительно, ведь из самых общих соображений, изложенных выше, сама возможность существования уровня 7 вытекает из того, что есть метакоммуникативный 8-й уровень, где снимаются ограничения индивидуального существования, где Я – «Один стою над схваткой, молюсь за тех и за других» (М.Волошин). В психотерапии гипотеза о существовании особого класса проблем, порождаемых «эгоистическим характером эго» и трансперсональности инструментария, необходимого для внутренней работы, связанной с преодолением границ личности, нуждается в обосновании. В языке астрологии это – отражение того факта, что психология-7 существует и ближайшей, непосредственно охватывающей ее сферой является уровень 8. Развернем это высказывание. Попав на 7-й уровень, мы впервые оказываемся выше горизонта – и обнаруживаем, что у нас здесь появляется новая степень свободы, и, к тому же, свобода эта – нового, небывалого качества. Новизна этой свободы состоит в том, что никто нас здесь силой не удержит. Более того, никаких функциональных преимуществ на этом уровне получить не удастся, а эмоциональные затраты, необходимые для того, чтобы оставаться здесь – огромны, так что выше горизонта подниматься как бы и «невыгодно». На первый взгляд, точнее, на взгляд из-под горизонта, все то новое, что содержит уровень «выше горизонта», можно получить, если заменить его комбинацией из нескольких уровней «ниже горизонта». Арабская поговорка, имеющая прямое отношение к теме, довольно резко гласит, что «Можно подвести осла к реке, но даже Аллах не в силах заставить его напиться». М.К.Мамардашвили в лекционном курсе «Психологическая топология пути» говорит несколько мягче: «...к человеческому нет принуждения, человеческое не причиняется нам». [36] В терминах предлагаемой системы об этом можно сказать так: ни у какого нативуса нет внешне обусловленной необходимости реализоваться на уровне 7. Вступать или не вступать в экзистенциальные отношения с другим Космосом – всегда результат внутреннего драматического выбора. Подробнее об этом – в заключительной главе «Быть микрокосмосом». Далее: персональный уровень общения возможен, потому что есть трансперсональный, где мы – одно. Дело даже не в том, что я, напрягшись, или, наоборот, расслабившись, пойму другого человека и вот тогда мы наконец-то станем единым целым. Здесь речь идет о более фундаментальной общности, принципиальной связанности людей, утверждается не психологическое, а онтологическое единство. Мы «на самом деле» – части один другого, и впервые заметить это можно именно на уровне 7. В ранее цитированном источнике М.К.Мамардашвили говорит: «Есть процессы, которые, чтобы их понимать, требуют приостановки терминов, разделяющих тело и душу, привязывающих душу к отдельному человеческому телу, и, – с другой стороны, – привязывающих единицу тела к единице души. В этих терминах мы не можем работать, в попытке понять феномен общения человеческих существ». «...И поэтому никогда не спрашивай – по ком звонит колокол? – он всегда звонит по тебе...» (Дж.Донн) Попасть в этот мир впервые можно на уровне 8. Мир, в котором есть место трансперсональной психологии, сильно отличается от уже привычного нам мира, где психика – персональна, а психология – тем более. В нашем обыденном, обычном, но далеком от нормальности мире – когда мы ниже горизонта – психика человека сложна, структурна, в ней есть подсознание, может обнаружиться сознание, многое другое, но все это – у каждого человека свое, личное. «Мои комплексы, мои проблемы, в конце концов, мой внутренний мир...» – так говорим мы, находясь ниже горизонта, причем Я начинаюсь и, вероятно, заканчиваюсь примерно там же, где и моя биография. [5] На уровне 8 границы «меня», во-первых, – шире, во-вторых, – размыты, а, главное, – о, это «коллективное бессознательное»! Это понятие так легко упоминать всуе, но попробуйте прочувствовать его на себе! Очень трудно реально ощутить себя в мире, где «психика на людей не делится», [4], где мы похожи не потому, что есть «общие законы развития», а все обстоит гораздо драматичнее... Ну, я опять с примером из истории физики. Молодой Р. Фейнман, (впоследствии – великий физик 20-го века, лауреат Нобелевской премии), которого в три часа ночи «хватил инсайт», звонит своему научному руководителю: – Я понял, почему все электроны одинаковы! – Ну, почему? – сонно спрашивает тот. – Потому что это – один электрон. – Что?! Немедленно приезжайте! Так вот, существует картина мира, в которой есть место всем этим представлениям. В ней, в этой картине, осмысленно и уместно звучат безумные, на первый взгляд, утверждения, что в мире существует только один электрон, или только одна психика. И складывается она на уровне 9. На уровне 8 мы можем впервые попасть в этот мир, еще не имея его картины, и суть 8-го уровня – в пересечении границы. Уровень 8 – динамичен, его пафос – описания переходов и их результатов, описания мест, куда попадаешь, пересекая границу – то, что трансперсональные психологи вслед за С. Грофом удачно называют «картографией внутреннего пространства», в высшей степени достойной целью деятельности в «эпоху великих географических открытий» в психологии. Объяснений они не дают и правильно делают, что не дают – видимо, интуитивно чувствуют, что объяснения надо искать в другом месте и другим способом. Изложенная выше система помогает понять, что объяснение можно найти где-то там, на уровнях не ниже 9-го, но туда мы пока не пойдем – нас сейчас интересует уровень 7. А на 7-м уровне путешествия вне тела и другие трансперсональные «изменёнки» (изменённые состояния сознания) 8-го уровня являются объяснением и рабочим инструментом и скромно называются «выходом на метакоммуникативную позицию». 4. 3. 2. Подход к постановке задачи. Целью психотерапии-7 является наработка навыков так называемой метакоммуникации – способности «быть третьим в разговоре двоих». Как астрологическое обобщение психотерапевтической практики такого рода возникло представление о типологии восприятия. Согласно [19], состояние, в котором находится человек в процессе коммуникации, определяет тип его восприятия. В работе показано, что возможны два типа восприятия: восприятие типа «Луна» и восприятие типа «Венера». В данном состоянии для каждого человека актуален один из них. Каждому типу соответствует свой орбисный набор и свой характер изменения величин орбисов. Если происходят настолько серьезные подвижки в психике, – например, выход на метакоммуникативную позицию, – что изменяется личностный уровень человека, то изменятся и его орбисы. Но будут они увеличиваться или уменьшаться, зависит от того, какой орбисный набор сейчас активен, какое сейчас состояние – лунное или венерианское. Опытный психотерапевт, как правило, учитывает эту сторону ситуации интуитивно, но, используя астрологию, можно это делать сознательно, «в явном виде». Чтобы вывести клиента на метауровень в состояниях «Луна» и «Венера», нужны разные, иногда противоположные методы. Не следует забывать, что выход на метауровень – это ситуация 8-го дома и «смерть всегда за левым плечом», (К. Кастанеда), едва только я ощутил происходящее как событие из этой категории. В частности, для клиента в состоянии «Луна» при этом резко включается ощущение целостности и однозначности мира, а для клиента в состоянии «Венера» мир становится сложнее и «композиционно» согласованнее. И это лишь одна грань различий. В астрологическом смысловом пространстве подобные нюансы учесть значительно проще, поскольку огромное множество индивидуальных различий с точки зрения астрологии удается описать одной фундаментальной характеристикой – увеличением (Луна) и уменьшением (Венера) орбисов в момент выхода на метауровень. В соответствии с двумя типами восприятия можно говорить о двух формах личностного роста, о двух способах формирования гештальта. Разумеется, психотерапия-7 не сводится ни к рассмотренной выше, ни к какой-либо другой технике. Не сводится она и к совокупности техник. Эту главу уместно завершить притчей. Эта притча в различных вариантах встречается во многих сакральных текстах, от индуистских до скандинавских. Мне нравится такая редакция: «Снится мне сон – что попал я в ад. А там, в аду, огромные столы накрыты, буквально ломятся от яств. За столами сидят люди с хмурыми, голодными лицами. Пригляделся я – а у них руки в локтях не гнутся, вот они и не могут ничего съесть. Тяжело мне стало на это смотреть, пошел я в рай. Там – та же картина. Пиршественные столы накрыты, за ними люди сидят, у них руки не гнутся в локтях. Но лица у всех – счастливые! Пригляделся я – а они ДРУГ ДРУГА КОРМЯТ! 4. 4. Психология-11. Я и МЫ. 4. 4. 1. Мартин Бубер и экзистенциальная психология. Начало эпохи Водолея, поставив перед человечеством принципиально новые задачи – в частности, в сфере общения – бросило ему своеобразный вызов. Когда собеседник не виден, (и не слышен), он всегда говорит с человеком его собственным голосом. В астрологии на этот вызов достойно ответил Дейн Радьяр, в философии – Мартин Бубер. Автор считает, что этим своим учителям он обязан предложенной в работе трактовкой 11-го дома. Д.Радьяра не надо представлять астрологам. Но несколько строк из М.Бубера автор считает необходимым привести: «...Человек, который для меня – предмет моего попечения (или надежды на его заботу?) – вовсе не ТЫ, а ОН или ОНА. Толпа, в которую я втянут – не МЫ, а Некто. МЫ есть, если есть ТЫ. ...Верно, что МЫ может возникнуть в группах всякого рода, но его нельзя понять исходя из жизни какой бы то ни было отдельной группы... ...Главная особенность МЫ в том, что между его сочленами хотя бы временно возникает сущностное отношение. В сфере МЫ – та онтическая непосредственность, которая – решающее условие для отношений Я – ТЫ. Лишь люди, способные сказать друг другу ТЫ, способны сказать МЫ. Некоторые группы благоприятствуют возникновению такого МЫ. Среди революционных групп легче всего обнаружить МЫ там, где его составили люди, видящие свою задачу в мирной, шаг за шагом просветительской деятельности; в религиозной группе, где на первом месте стоит лишенное позы претворение веры в жизнь. ...Наряду с константными формами сущностного МЫ есть и кратковременные. Например, союз истинных приверженцев лидера крупного общественного движения – союз, в котором преодолены взаимные счета и возникло полное энтузиазма друг-с-другом бытие. Другой пример связан с ситуацией неотвратимой катастрофы, когда происходит выделение истинно героической части общества, отбросившей пустые толки и суету; ЗДЕСЬ ВСЕ ОТКРЫТЫ ДРУГ ДРУГУ, ПРЕДВОСХИЩАЯ В СВОЕЙ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ ОБЪЕДИНЯЮЩУЮ СИЛУ ОБЩЕЙ СМЕРТИ. Мы видим, что и в сфере отношений к человеческому множеству есть сущностное. Здесь лежит та область, в которой человек спасается от Некто. И это настоящее спасение дает ему не обособление, а действительное единение». [7] 4. 4. 2. Диалог с самим собой. Казалось бы – все вышесказанное очень привлекательно. Что же мешает нам пребывать в этом сущностном МЫ? В 11-м доме космос представляет собой... КОСМОС. Ему не с кем вступать в отношения, кроме самого себя. И здесь его выбор свободен в наиболее чистом виде – его некому и нечему обусловить. Микрокосмосу сложнее, ведь вступая в диалог, он никогда не знает наверняка – кто на том конце. И причина одна – он не уверен, что он настолько подобен Космосу, что, кроме него, никого нет. Поэтому в 11-м «доме моего отца много помещений», но все они – внутренние. Попасть в них нелегко. Однако возможность вступить (с кем? – С собой? Или с Богом?) в диалог – есть. И следует это из того, что существует уровень 12, где отпадают последние сомнения в собственном одиночестве... Оказавшись на 11-м уровне, я обнаруживаю себя в странно-тревожной ситуации, когда, вступая в диалог, я слышу ответ, произносимый мучительно знакомым голосом. И нормой здесь является то, что и на 3-м, и на 7-м уровне было бы явной патологией – отнестись к этому ответу и этому голосу серьезно и уважительно. Ясно, что препятствием будет именно добротная проработка всех предыдущих, и, прежде всего, 3-го и 7-го уровней. Ведь там нам предлагалось подняться над своей личной историей и «обойтись» с ней (3-дом), или выйти в метакоммуникативную позицию и «обойтись» с обоими участниками (7-й дом). И вот теперь, когда мы освоили такое непростое дело, надо... не-делать его! Если я сделаю ЭТО – «обойдусь» как-то с собеседником, или с самим собой – в данном случае разница, как вы понимаете, проблематична, – значит, я на другом уровне, ниже. А если проявлю «неделание», а у меня с 7-м или с 3-м недоработки? Какие фантастические непрошенные двойники нарушат тишину внутреннего мира? Нашепчут, наговорят, накричат такого! «Не просочиться бы в канализацию...». (Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»). Понять, что происходит, а заодно поискать средства для работы можно на 12-м уровне. Но, во-первых, для этого туда надо попасть. А во-вторых, может оказаться, что лекарство горше, чем болезнь... Ведь 12-й дом – в очень важном смысле последний. В том смысле, например, что если ты «не примирился с братом или сестрою» и пошел в храм, то там, в 12-м доме, ты неизбежно убедишься, что так не надо было делать. «Как только человек начинает осознавать, он становится одиноким. И чем выше сознание, тем глубже осознание одиночества. Это величайшее явление – весь процесс эволюции стремился к нему», – пишет Ошо. [15] Мы снова, вот уже третий раз, сталкиваемся с ситуацией, когда человек остается один. Но на этот раз – в 12-м доме – одиночество особенно ультимативно и окончательно, и онтологический страх 4-го дома, грех рождения, который в 8-м доме завораживал нас символом смерти, сейчас заставит оцепенеть в состоянии покинутости, оставленности, ненужности никому. Ответ на вопрос – почему, а, главное, зачем человеку это состояние, здесь, в 12-м доме не найдешь. Объяснение происходящего и указание на возможный способ жизни «здесь» можно найти в следующем – в данном случае в 1-м доме [11]. Сейчас, когда я не в 12-м доме, (а в каком?) – я способен хотя бы «умом» понять, что стать самим собой можно, лишь оставшись наедине с самим собой. Поможет ли мне это понимание, когда я останусь один? – Не знаю. Но в 11-м доме я, услышав до боли знакомый голос, теперь отнесусь к нему с максимальным участием и вниманием: Ну, здравствуй! Наконец-то мы встретились... Я так давно жду этой встречи. Может быть, всю жизнь... 4. 4. 3. Идея подхода к постановке задачи. Целью психотерапии-11 является формирование у человека осознания себя одиноким – в самом высоком и окончательном значении этого слова. Одиноким, единственным носителем собственного смысла, не имеющим посредников, промежуточных инстанций – но также и помех, препятствий, иллюзий, отвлекающих от сути – между собой и Отцом. На уровне 11-го дома снимается противопоставление диалога субличностей и диалога личностей, характерное для картины мира, основа которой – дихотомия «внутренний мир» – «внешний мир». Снимается именно в фундаментальном нумерологическом, гегелевском смысле. Здесь микрокосмос настолько подобен космосу, что, вступая в диалог, он вправе ожидать, что услышит только собственный голос. И это, как может показаться, роднит его с уровнем 3. Но второй участник диалога – не часть, не субличность, и голос его – голос полноценного микрокосмоса. А это уже характерно для 7-го уровня.
|
Опубликована:
5 июня 2012
|
Автор:
Левицкий А.
|
|
|