АСТРОЛОГИЯ, КАК СИНТАКСИС ЯЗЫКА, ПРИГОДНОГО ДЛЯ ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ МИРА, И СТРУКТУРА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ-4

4. 4. 3. Идея подхода к постановке задачи.
Целью психотерапии-11 является формирование у человека осознания себя одиноким – в самом высоком и окончательном значении этого слова. Одиноким, единственным носителем собственного смысла, не имеющим посредников, промежуточных инстанций – но также и помех, препятствий, иллюзий, отвлекающих от сути – между собой и Отцом.
На уровне 11-го дома снимается противопоставление диалога субличностей и диалога личностей, характерное для картины мира, основа которой – дихотомия «внутренний мир» – «внешний мир». Снимается именно в фундаментальном нумерологическом, гегелевском смысле. Здесь микрокосмос настолько подобен космосу, что, вступая в диалог, он вправе ожидать, что услышит только собственный голос.
И это, как может показаться, роднит его с уровнем 3.
Но второй участник диалога – не часть, не субличность, и голос его – голос полноценного микрокосмоса. А это уже характерно для 7-го уровня.
В психотерапии гипотеза об онтологическом страхе одиночества как препятствии на пути к себе, которое на определенном этапе становится основным препятствием, и о неизбежности принесения жертв – нуждается в обосновании. На языке астрологии это отражение того факта, что психология-11 существует и ближайшей охватывающей ее сферой является уровень 12.
Развернем это высказывание. Жертвы – и весьма серьезные – приходится приносить на всех воздушных представлениях. Нам уже ясно, почему – все они сходятся в 4-м квадранте, а здесь – 12-й дом... Но для решения, или хотя бы осознания проблем 11-го уровня жертвоприношение – основной инструмент. И жертвовать здесь надо многим и многими – пока не останешься один...
...Психотерапии-11, как профессиональной деятельности, скорее всего, не существует[6]. Проблемы, возникающие у людей этой категории, – это, в принципе, экзистенциальные проблемы и решаются особым образом. «Психотерапевт» здесь называется другим именем, а «клиент», (который здесь тоже иначе называется), хранит это имя в своем сердце.
Но проблемы 11-го уровня могут застать человека врасплох в любой момент и, хотя на первый взгляд их трудно отличить от сходных с ними ситуаций 3-го и 7-го уровней, разница есть, и тонкий консультант ее заметит. Сложность диагностики – в том, что обычно человек «размазан по эволюционной лестнице», по образному выражению А. Подводного, то есть, его проблемы – со многих уровней одновременно. Но решаются-то они только на своих местах! Эта ситуация описана впервые и поставлена как задача у Р.Ассаджиоли. [26] Но никаких подходов к решению он не предложил. В предлагаемой системе представлений заложены средства для того, чтобы отличить локусы проблем и, разведя проблемы по их уровням, применять в каждом месте свой, адекватный уровню инструмент.
5. БЫТЬ МИКРОКОСМОСОМ.
«Доколе реагировать на стимул?»
Д.Леонтьев, «Однопсишия».
Формирование образа себя, как правило, происходит у человека на языке нескольких уровней одновременно.
Но какой-то из них – важнее или, во всяком случае, представлен подробнее и последовательнее других. В зависимости от того, каков этот наиболее актуальный уровень, у человека создается представление о своем собственном поле возможностей.
При актуальном 1-м уровне человек считает возможным сменить прическу, одежду, походку, манеры. При 2-м – изучить язык, освоить культурные традиции, правила движения в новой культурной среде – пользоваться велосипедом, компьютером, банковской карточкой. На уровне 3 – эти, освоенные на втором уровне движения, могут стать основой обихода, будничным подспорьем.
С продвижением по этому пути как бы возрастает, обогащается и спектр возможного изменения себя и масштаб и геометрия влияния на космос – и обнаруживаются новые возможности взаимодействовать с микрокосмосом, своим или другим.
То, что в гуманистической психотерапии называется «психотехнический образ жизни», [4] видимо, появляется не ранее уровня 7, на котором есть возможность обойтись с собой, как с другим, увидеть себя, как своего партнера.
А.У.Хараш, [27], опираясь на представления Б.Ф.Поршнева о начале собственно человеческой истории, [16] например, считает, что первым признаком появления человека следует считать не изготовление каменных рубил – это, в принципе, могут и приматы – а те ситуации, когда проточеловек оказался способен помочь другому-такому-же тащить тяжелую тушу. До этого знаменательного момента возможны, конечно, проявления интеллекта или группового сознания – например, стая волков загоняет жертву и при этом происходит четкое распределение ролей между членами стаи в зависимости от места в процессе преследования жертвы. Но это, по мнению А.У.Хараша, предыдущий, более животный уровень организации.
Нам нетрудно увидеть, что речь идет о переходе от 6-го уровня, принцип организации структуры которого – соотношение целого и части (стаи и отдельного волка) – к 7-му, где происходит взаимодействие на равных. Мы, в соответствии с принципом параллелизма онто- и филогенеза можем утверждать, что как выход обезьяны (в развитии вида) на 7-й уровень означает «стать человеком», так выход человека на 7-й уровень (в индивидуальном, а не видовом развитии) означает «стать микрокосмосом».
Пока актуальный уровень мировоззрения нативуса ниже 7-го, он не может стать клиентом психотерапевта этого типа – ему просто некуда поместить идею о том, что, изменяя структуру своего внутреннего мира – например, отношения между частями себя, – он изменит окружающий его мир.
При этом даваемые им описания собственного внутреннего мира – по 3-му – будут вполне содержательны и точны. При освоенном 4-м уровне наш клиент увидит связь между своими проблемами и первичными детскими травмами, с которых начал формироваться сценарий – то, что психоанализ считает достаточным условием успеха психотерапии. В случае проработки 5-го уровня будет даже выразительное представление о творческом возрождении человека – как бы «на сцене», с акцентом на то, как это выглядит. Будут произнесены замечательные тексты, здесь-и-теперь созданные, несущие – вроде бы – на себе печать истинного творчества – но, впрочем, никак не меняющие внутреннюю аксиоматику контекста, хорошо вписывающиеся в прежнюю онтологическую рамку. Точно в соответствии с описанием категории проявления – 5-й категории в нумерологической систематике М.П.Папуша [5].
При интервенциях психотерапевта, направленных на экзистенциальную встречу клиента с самим собой – то есть на активизацию 7-го уровня – происходит чисто информационная коммуникация 3-го уровня: клиент чувствует, что он «хороший клиент» и недоумевает по поводу фрустрации своего терапевта – ведь он все понял, внятно сформулировал и проработал.
Экзистенциальной встречи не произошло – зато произошел митинг по поводу встречи. (По-английски это звучит особенно хорошо!)
При этом вместо внешних домов – 7, 8, ..., 12 – включаются симметричные, созвучные по стихиям или связанные с ними по аспектам натальной карты клиента дома из нижней полусферы.
Космос – что бы мы о нем ни думали, – во всяком случае, самодостаточен. Все его более или менее самостоятельные части подобны ему именно как целому. (Собственно, мы, астрологи, на том стоим – и не можем иначе.) Сам с собой он может и взаимодействовать и обходиться, но кивать на другого – невозможно, просто потому, что другого – нет, космос-то – один...
Микрокосмос, согласно принципу подобия, должен обнаружить все качества, которые есть у космоса. А он – не всегда их обнаруживает. Одним из препятствий (далеко не единственным) на пути к осознанию себя подобным космосу и, как следствие, включению домов из верхней полусферы являются невротические механизмы. Они как бы вынуждают нативуса акцентуировать какой-либо дом из нижней полусферы и фиксироваться на нем. Стало быть, невротические механизмы не только локально плохи, как таковые, – их роль и в глобальном масштабе велика и негативна. Когда я «реагирую» – это значит, что мне есть на что реагировать, и, следовательно, я не одинок, (и этим отличаюсь от космоса). Если во мне «срабатывает» невротический механизм – значит, я не самодостаточен – я либо часть чего-то – причем не самая интересная – либо следствие, приводимое в движение причиной по законам какой-нибудь механики (например, невротической). И тогда этим отличаюсь от космоса.
Таким образом, невротические механизмы не дают возможности применить к невротику принцип подобия, препятствуют нативусу стать микрокосмосом.
«Исправьтесь по архетипу!» – призывал Иоанн Златоуст.
«Пусть будут космосы – подобны!» – вторят ему астрологи.
Итак, высказана и, как считает автор, обоснована гипотеза, согласно которой, микрокосмосом можно назвать человека, вышедшего на уровень проблем 7-го дома, на мировоззренческий и проблемный уровень психологии-7.
До этого знаменательного момента он не является автономной целостностью и, следовательно, его натальная карта не в полном смысле «его». События и переживания его жизни описывает либо фрагмент его карты – уровень 3, либо яркий транзит в его личной истории – уровень 4, либо карта ситуации – уровень 5, либо карта охватывающего целого – уровень 6. Конечно, все это лишь в той мере, в какой эти события представлены в структуре натальной ситуации – что и приводит к иллюзии работы натальной карты.
Здесь весьма кстати придется небольшое замечание по поводу ситуации 6-го дома – событиях по карте охватывающего целого. Одно из самых сильных впечатлений в истории моего астрологического образования – когда мы обнаружили, что такое немаловажное событие в биографии Л. И. Брежнева, как его смерть, прогнозируется (постфактум, конечно) по карте Октябрьской революции, но не просматривается по его личной натальной карте. Может быть, это говорит не только о хорошо освоенном покойным 6-м уровне, но это уже дело других исследований. Какая, однако, дисциплинированность в духе проработки 6-го уровня – даже умер не в свой личный момент, а когда «как говорится, Родина велела»! (Б.Окуджава).
Не своей, так сказать, смертью, а смертью генерального секретаря ЦК КПСС!
6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Стихий, как известно, четыре. Здесь рассмотрена стихия воздуха и, в какой-то степени, стихия воды. В дальнейшем следует таким же образом рассмотреть представления оставшихся стихий. Совершенно новый нумерологический и смысловой ракурс – группировка представлений по качествам и по гунам. Может оказаться, что при этом придется перейти на более универсальный уровень – систему астрологических знаков.
Не исключено, что какое-то очередное прохождение системы домов и есть переход на астрологические знаки. Так, например, А. Подводный в своем докладе «Великие архетипы» [21] описал динамику воплощения архетипов в виде трех циклов, соответствующих гунам. Ф.Асадулина в нескольких лекционных циклах и других сообщениях [28] разрабатывает структурный подход, опирающийся на кресты качеств. Может оказаться, что указанные выше разработки относятся к уровню знаков, а не домов. Мне кажется, что в любом случае – в предлагаемой системе эти подходы перспективны и могут проявить совершенно новые грани и глубины структурной психологии.
* * *
Автор строил систему таким образом, чтобы в ней нашлось место для любой существующей или вновь появившейся картины мира – и соответствующего этой картине представления о человеке. С этой точки зрения система синархична.
Но, как бы ни был сложен внутренний мир человека, один из уровней всегда акцентирован – мы уже это отмечали. И точка, на которую падает акцент, (точка сборки, как сейчас говорят) перемещается по уровням более или менее последовательно. Через некоторые этапы, уровни в принципе невозможно не пройти. Да оно и понятно – ведь в каком-то существенном смысле это и есть эволюция. А, как известно, «поднимаясь по эволюционной лестнице, нельзя перепрыгивать через ступени».
С этой точки зрения система иерархична.
7. ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.
Показано, что астрология – предельная онтологическая рамка для гуманитарного знания.
Найдена такая стратификация психологий, представлений о мире и человеке, динамики личностного роста, которая позволяет вставить все это в вышеуказанную рамку.
Описана базовая модель, в структуре которой учтены две модальности принципа подобия, закон Беинса Дуно, структурообразующие возможности системы астрологических домов и знаков.
Рассмотрены представления и психологии, соответствующие домам воздушного тригона; в какой-то степени, описаны представления водного тригона.
Автор считает, что практическое применение полученных результатов возможно в следующих областях:
1. Большая часть человеческой деятельности – если не вся она – стремление найти ответ на вопросы – почему и зачем. Как мы узнаем – является ли ответ ответом? Может быть, это лишь иная формулировка содержания вопроса. Или – содержание ответа само по себе еще более спорно, чем вопрос. Например, долгое время считалось, что естественный отбор – это механизм процесса эволюции, объяснение того, как произошли все более сложные виды животного мира и, в конце концов, человек.
Из рассмотренной системы видно, что есть более универсальные критерии правильности подобных утверждений, чем личные пристрастия. Если тексту присвоен высокий статус ОБЪЯСНЕНИЯ, то это значит, что объясняющий текст основывается на более фундаментальном, более дифференцированном и сложном представлении, чем объясняемый (и, следовательно, соответствующая ему картина мира «живет» на уровне с большим номером).
Можно, например, спорить о том, является ли человек продуктом системы общественных отношений (К. Маркс) или он – продукт ландшафтной структуры (Л.Гумилев), но аргументы для объяснения своего предпочтения в обоих случаях следует искать не ниже, чем на третьем уровне – иначе это будут псевдоаргументы и псевдообъяснение.
Естественный отбор, в частности, никак не может быть причиной эволюции – уже потому, что он проще, чем эволюция, устроен.
Конечно, естественный отбор реально существует, более того, при наблюдении за эволюцией видов «со стороны» обнаружен будет в первую очередь он. Аналогично, если «подглядеть», не вникая во внутренние дела, за развитием цивилизаций, придется сделать вывод, что движущий механизм и основной результат их развития – формирование мусорных свалок. Все остальные порождения их, во-первых, переменчивы и противоречивы, а во-вторых, остаются внутри системы. Во внешний мир выносится только одно, и к тому же это «одно», при всем его разнообразии – всегда одно и то же.
В современной биологии есть работы, из которых следует, что роль естественного отбора в эволюции аналогична роли мусорной свалки в цивилизации.
Итак, предлагаемая система содержит критерии объяснительных возможностей теорий.
2. Всегда, когда речь идет о воздействии на человека, остро встает вопрос о средствах. И снова, есть критерии, связанные с личными установками и вкусами, но есть и общие – методологически или как-либо еще обоснованные. Инструментарий – если это средство созидания а не разрушения – всегда устроен тоньше и сложнее, чем объект.
Осциллографом можно забить гвоздь – хотя это не лучшее его применение, возможны и другие. Но молотком хотя и можно забить гвоздь – потому что он сложнее гвоздя – наладить осциллограф нельзя в принципе. При попытке применения молотка к осциллографу сложность осциллографа мгновенно снизится до уровня, не превышающего сложность примененного инструмента... После этого им можно успешно забивать гвозди. Но больше ничего.
Предлагаемая система дает критерии применимости инструментария.
3. Рассмотренная структура, являясь по своему астрологическому существу системой домов (или знаков), может быть фоном, причем натальная, или какая-либо другая карта может быть рассмотрена, как фигура на этом фоне. Проделав эту операцию, мы увидим, какие картины мира и соответствующие им самоописания данный нативус предпочтет другим.
Когда, например, Г.П.Щедровицкий [25] говорит об онтологических рамках, а психотерапевты школы НЛП [24] о рефрейминге, они не делают иных различий между двумя рамками, или, соответственно, фреймами, кроме как по содержанию. Щедровицкий, правда, отличает позицию и статус как два качественно разных способа фиксации себя в данной рамке, и это может иметь отношение к нашей теме.
Речь идет о том, что в системе возможных картин мира данного нативуса одни картины акцентированы и он в них так или иначе заинтересован – причем эмоциональная или этическая окраска может быть самой различной – а другие никак не отмечены и здесь у нативуса – сфера свободы (но, может быть, и безразличия). [7]
Сила, с которой нативус «предпочитает» данную конфликтную картину мира, может быть весьма велика, хотя сам нативус не всегда эту картину и эту силу даже осознает. Предлагая точку зрения, несовместимую с этой бессознательной картиной мира, (зато совместимую с вербальной, рационализированной), консультант может, раз за разом, получать неожиданные результаты, точнее, неожиданное отсутствие результатов.
Предлагаемая система дает возможность прогнозировать процесс гештальтообразования.
4. Внутренний мир человека – совокупность всех 12-ти уровней представлений. Да еще на каждом уровне – не одно представление! Некоторые из них устроены конфликтно и по поводу них клиент придет на консультацию.
Реально ситуация такова, что, когда клиент «уже здесь», консультанту впору за голову хвататься – надо одновременно решать несколько задач, плохо совместимых по методам и контексту. Кроме того, клиент может описывать проблему одного уровня на таком языке, что она выглядит, как проблема другого уровня. Например, как отличить – говорим ли мы с субличностью, ответственной за детский комплекс заброшенности, или наш клиент давно разобрался с этим, а стоит он перед куда более сложной и совершенно иначе решаемой проблемой – онтологическим ужасом одиночества 12-го дома? Ведь слова, вероятнее всего, будут одни и те же![8]
Предлагаемая система дает возможность отличить семантику текста от прагматики, развести проблемы по уровням, подобрать адекватный проблеме контекст и метод.
5. Практическое применение астрологических техник в конкретных психологиях рассмотрено в соответствующих разделах работы и в приложениях.
Опубликована: 5 июня 2012
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua