Гении и аутсайдеры

Мы привыкли восхищаться гениями, считая, что такие люди рождаются один на миллион.
Но, если взглянуть на путь каждого гения, то обнаруживается один очень неожиданный факт.
Продемонстрировать этот факт мне бы хотелось на истории рок-группы "Битлз", взорвавшей мир музыки в начале 1960-ых. Даже сейчас, спустя 50 лет, их композиции можно услышать по радио.

Как они добились такого феноменального успеха? Что лежит в основе их фантастической славы?
Джон Леннон и Пол Маккартни начали играть в 1957 году. Но до 1960-ого оставались никому не известной школьной группой из Ливерпуля.
В 1960-ом произошло событие, перевернувшее их музыкальную карьеру.
В одном из клубов Гамбурга решили в качестве эксперимента попробовать ввести живую музыку нон-стоп и для этого нанять подешевле какую-нибудь из неизвестных рок-групп. Хозяину клуба подвернулась группа "Битлз", т.к. другие более известные группы уже были заняты по контрактам.
Однако в клубе была выстроена жесткая потогонная система. Группе пришлось неделями и месяцами играть семь вечеров в неделю по 8 часов - это невиданный уровень нагрузки.
Но у такой изнурительной нагрузки была и обратная сторона.
Вот как Джон Леннон описывал свои выступления в гамбургском клубе:
"Мы становились все лучше и лучше. Иначе и быть не могло, ведь нам приходилось играть вечерами напролет....
...В Ливерпуле мы выступали в лучшем случае по одному часу, да и то играли только хиты, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться."
Всего с 1960-ого по 1962-ой годы группа отыграла в Гамбурге 270 вечеров, а к моменту своего первого успеха парни из "Битлз" дали 1200 живых концертов.
Представляете, насколько это фантастическая цифра?! Некоторые артисты за всю свою карьеру десятой доли этого количества не делают. А "Битлз" отыграли такое количество концертов еще ДО своей популярности.
Биограф группы Филипп Норманн пишет:
"Они уезжали, ничего собой не представляя, а вернулись в прекрасной форме. Они научились не только выносливости. Им пришлось выучить огромное количество песен - кавер-версии всесх произведений, какие только существуют, рок-н-ролльных и даже джазовых. До Гамбурга они не знали, что такое дисциплина на сцене. Но вернувшись, они играли в стиле, непохожем ни на какой другой."
"Битлз" не просто отыграл гигантский объем музыки.
Музыкантам на сцене пришлось осваивать совершенно различные стили, они играли не только рок-н-ролл, но и блюзы, народные песни, старые эстрадные и джазовые композиции, модифицируя их в стилистику рок-н-ролла.
Иногда обычные песни в формате рок-н-ролла превращались в получасовые импровизации; при этом группа обнаружила, что немцам особенно нравилась громкая и напористая игра, и они это "взяли на заметку". Свои собственные песни "Битлз" в этот период практически не исполняли.
Именно такая каторжная каждодневная работа, тренировка в способности играть музыку любого жанра, подняли мастерство музыкантов группы на небывалую высоту.
Вернувшись из поездки в Гамбург в декабре 1962-ого, уже в 1963 г. "Битлз" взорвала музыкальный мир своим новым альбомом и породила глобальное явление под названием "битломания".
Итак, нужно признать, что в основе гениальности участников группы "Битлз" лежит банальная ежедневная пахота.
И этот закон относится ко всем гениям.
Проще говоря, гениями не рождаются, гениями становятся.
Хочу рассказать об одном важном исследовании, которое в начале 1990-ых провел в Академии музыки в Берлине психолог А.Эриксон.
Он попросил преподавателей разделить студентов-скрипачей на 3 группы:
- "звезды, солисты мирового класса",
- "потенциально перспективные",
- "бесперспективные - в лучшем случае учитель музыки в школе".
Далее психологи стали исследовать, а сколько времени эти студенты практиковали за всю свою жизнь.
Оказалось, что все они начали играть в одно и то же время (в возрасте 5 лет) и до 8 лет упражнялись на скрипке примерно одинаково - около 2-3 часов в неделю.
Однако, начиная с 8 лет, появляется отчетливое расхождение. Студенты, ставшие "звездами", начали увеличивать количество часов, проведенных за упражнениями: в 9 лет - 6 часов в неделю, в 12 лет - 8 часов, в 14 лет - 16 часов, а к 20 годам - более 30 часов в неделю.
Если суммировать все время, проведенное "звездами" за тренировками, то получалось, что они к 20 годам имели стаж 10 000 часов отыгранного на скрипке времени.
Студенты из других групп значительно меньше уделяли времени упражнениям.
Середнячки набрали в сумме около 8 000 часов, а "бесперспективные" - не более 4 000 часов.
Цифра в 10 000 часов стала знаковой в психологии труда.
На данный момент считается, что именно столько времени человек должен заниматься делом, чтобы стать в нем профессионалом высочайшего класса.
Это позже подтвердили многочисленные эксперименты.
Оказалось, что о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соизмеримого со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики.
Исследования проводились на баскетболистах, композиторах, писателях, конькобежцах, пианистах, шахматистах и даже на профессиональных преступниках. Все они подтвердили, что цифра 10 000 часов - это волшебное число, ведущее к высшим ступеням мастерства.
10 000 часов - много это или мало?
Если уделять какому-то делу 3 часа каждый день, то 10 000 часов наберется за 9 лет.
А если по 7 часов каждый день, то менее чем за 4 года.
Хочу привести пример верности этого похода из совсем другой области - из области бизнеса. Когда Билл Гейтс был учеником 8-ого класса, собрание школьного материнского комитета решило купить для школы небывалую по тем временам (1968 год) диковинку - компьютер. С момента установки компьютера несколько учеников школы (в т.ч. Билл Гейтс и Пол Аллен) буквально оккупировали компьютерный класс, пропадая в нем все свободное время.
Никаких компьютерных игрушек в то время, конечно, не было, поэтому подростки занимались программированием. Для них было своего рода игрой: заставить машину подчиняться своим командам.
Но т.к. машинное время стоило очень дорого, то подростки искали различные варианты его оплатить.
Сначала они тестировали программное обеспечение одной фирмы, а за это фирма оплачивала школьное машинное время. Затем за оплату машинного времени стали делать работы по программированию автоматизации платежных ведомостей другой фирме и т.д.
Гейтс дневал и ночевал в компьютерном зале, например, только за семь месяцев 1971-ого года он наработал на компьютере 1575 часов.
Вот что говорит сам Билл Гейтс:
"Я помешался на компьютерах. Пропускал физкультуру. Сидел в компьютерном классе до ночи. Программировал по выходным.
Каждую неделю мы проводили там по двадцать-тридцать часов. Был период, когда нам запретили работать, потому что мы с Полом Алленом украли пароли и взломали систему, Я остался без компьютера на целое лето. Тогда мне было пятнадцать-шестнадцать лет.
А потом Пол нашел бесплатный компьютер в Вашингтонском университете. Машины стояли в медицинском центре и на физическом факультете. Работали они 24 часа в сутки, но в промежутке от трёх ночи до шести утра никто их не занимал, - Гейтс смеётся. - Вот почему я всегда так щедр к Вашингтонскому университету. Они позволяли мне красть у них столько компьютерного времени! Я уходил ночью и шёл до университета пешком или подъезжал на автобусе".
Много лет спустя мать Гейтса сказала: "А мы никак не могли понять, почему его так трудно добудиться по утрам".
В январе 1975-ого случилось событие, перевернувшее мир - в продажу поступили первые компьютеры стоимостью всего $397, которые можно было собрать дома самостоятельно. И если раньше "компьютером" называли огромный многотонный агрегат, стоимостью сотни тысяч долларов, то теперь каждый желающий мог купить легкий и дешевый персональные компьютер.
К этому моменту Билл Гейтс учился на втором курсе университета, но они с Полом Алленом работали с компьютерами уже более 7 лет, и имели опыт программирования далеко превосходящий 10 000 часов.
Сколько человек в мире в то время могли похвастаться таким опытом? Крайне мало.
Билл Гейтс бросает Гарвард, и они со своим со своим школьным товарищем Полом Алленом основывают корпорацию Microsoft.
Билл Гейтс стал уникумом и самым богатым человеком современности не потому, что родился гением, а потому что провел много тысяч часов, совершенствуя свое мастерство.
Эта тема прямо относится и к спорту.
Чемпионы не сваливается с небес. Чемпион - это всегда самый обычный труженик спортзала. И весь его секрет только в том, что он всегда будет приходить в спортзал и тренироваться, чтобы ни случилось.
Не важно, что происходит в его жизни - ссоры, стрессы, дипломы, работа и т.п. - он всегда находит время для тренировки.
Если угодно, это просто вопрос приоритетов. То, что для Вас наиболее важно, должно всегда стоять на первом месте.
Опубликована: 17 августа 2013
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua