АСТРОЛОГИЯ


Астрология – наиболее древняя из дошедших до нас областей знания. Она появилась одновременно во многих культурах: в древнем Египте, в Китае, в Индии, у индейцев Майя, а в более поздний период и на Ближнем Востоке. Сейчас невозможно отследить ее истоки, где и когда она возникла, исторические знания позволяют утверждать, что даже в Древнем Египте она существовала уже как сложившаяся система знаний.
Многие науки пользовались знаниями, которые открывала астрология, к примеру, Гиппократ говорил о том, что врач, который недостаточно хорошо владел астрологическими знаниями, не мог быть допущен к практике. А политики и полководцы любое мало-мальски серьезное предприятие не начинали без совета астролога.
Слово "астрология" переводится как "наука о звездах": о небесных телах, неизменные законы движения которых позволяют нам описать изменчивый поток жизни. Это наука о вечности космоса и бесконечном течении бытия, безукоризненным по красоте аппаратом числа связующая воедино временное и вечное. Наука, которая, рассматривая гороскоп момента, считает сутью любого процесса его космическую — временную - характеристику и делает ее явной для нас. Слово "гороскоп" можно перевести как «наблюдаю за часом». За моментом времени, который в следующий миг станет другим.
Знания, которые открывала астрология являлись сокровенными, а потому не были доступны широким массам, иначе они моментально были бы упрощены и, как следствие, искажены.
Сейчас астрология — это также наука об уникальном "я" каждого человека: уникальном, как миг его рождения. Это только один момент из бесконечного ряда мгновений, но он воплотился в мире людей как свобода индивидуальных проявлений личности, родившейся в эту секунду. И цель личности — поведать миру, насколько прекрасен был миг её рождения, а для этого развить свои задатки и способности, став творцом своей судьбы. Астрология как знание о человеке, делающее точкой отсчета космос, позволяет задуматься о высоком предназначении и смысле существования каждого из нас.
Становится ясно, что астрология подходит к каждому человеку не как к среднестатистическому, а очень индивидуально. Гороскоп одного человека никогда не будет в точности повторять гороскоп другого, даже гороскопы близнецов отличаются друг от друга - ведь они рождаются в разное время, пусть на минуты, но в разное. Помимо момента рождения имеет значение момент зачатия. Сложно найти другую науку, которая подходила бы к человеку настолько индивидуально.
Астрология делает индивидуальность главным фокусом своего внимания, поэтому она и стала сегодня столь популярна.
Астрология — самая древняя наука человечества, она сопутствует возникновению цивилизации. Рождением астрологического взгляда на мир можно считать тот момент, когда человек впервые обратил внимание на повторяемость жизненных явлений и цикличность природного круговорота. У этого события нет даты. Но начало систематических наблюдений за сменой сезонов и звездным небом связано с развитием земледелия, которое заставило создать календарь. Таким образом, можно сказать, что во всех развитых земледельческих культурах — 6-7 тысяч лет назад или раньше — астрология уже существовала.
Гороскоп показывает положение планет на небе в момент рождения. Из их констелляций можно сделать определенные выводы об индивидуальном характере и психологическом развитии человека. Почему это возможно — остается неясным. Однако в том, что положение планет соответствует данностям индивидуальной жизни, можно убедиться на опыте.
Важно, что в гороскопе сам человек является субъективным центром ценностного отношения к окружающему миру. В этом смысле гороскоп можно рассматривать как символический образ человека и мира, в котором он живет. Карта показывает восприятие, преимущественно, бессознательное, человеком самого себя. Это весь его мир, в середине которого находится он сам. Таким образом, карта — символ его существования. Поэтому для астрологически ориентированного психолога гороскоп является замечательным диагностическим инструментом, позволяющим быстро и надежно определить индивидуальную проблематику.
Это графическая структура, которая, хотя и состоит из различных элементов, зрительно легко воспринимается как целое. Тщательно вычерчивая гороскоп, изображая аспекты в цвете, мы воспринимаем его всеми своими чувствами. И тогда он своей аспектной картиной рассказывает нам о себе. Точно таким же образом мы чувственно воспринимаем и ощущаем действия находящегося перед нами человека. Некоторым людям достаточно первого впечатления, чтобы понять, кто перед ними. Мы различаем в гороскопе пять основных элементов.
Круг в центре гороскопа символизирует подлинную суть человеческого существа. Здесь заключены его потенциальные возможности.
Этот центр имеет много имен. Одни называют его душой, психе, анимой или атманом, другие — духом, высшим "Я" или монадой.
Энергия, идущая из центра карты во всех направлениях, попадает прежде всего на линии, образующие картину аспектов, характерную для данной карты. Аспектная картина имеет первостепенное значение. Она работает как "принципиальная электрическая схема" или схема протекания реакций жизненных сил индивидуума. С точки зрения психологии, это самосознание человека. С ее помощью можно понять ориентацию человека в жизни, она показывает, каковы основные интересы владельца карты, что для него значимо, чего он хочет добиться, пусть даже не вполне осознанно, как и к чему преимущественно он приложит свои силы.
По этой центральной конфигурации аспектов можно видеть врожденные задатки человека, которые он легко сможет развить и использовать. Видны также скрытые задатки, которые сложно реализовать, так как они недостаточно удачно "вписаны в общую "электрическую схему".
Энергетические потоки, идущие из внутреннего ядра, расходятся по линиям, образующим картину аспектов, попадая на планеты, расположенные на небосводе гороскопа. Планеты — это средства выражения внутреннего "Я", способности владельца карты или основные черты характера. Они являются жизненными органами или инструментами, с помощью которых человек устанавливает контакт с окружающим миром, воспринимает и постигает его и вступает с ним в жизненно важный и функциональный обмен.
В то время как картина аспектов глубоко запрятана в самом ядре человеческой сущности и ее сложно выявить в структуре сознания, влияния планет ближе к поверхности. Их действие можно четко отследить.
Планеты — наиболее подвижный элемент гороскопа. У них различные скорости обращения. Их положение в гороскопах отличается знаками Зодиака, различным сочетанием и разным характером связи друг с другом. Отсюда различие человеческих характеров и неповторимость личности.
В знаках Зодиака мы видим унаследованные признаки, генетическую структуру, переданную нам родителями, предками, расой. По положению планет в знаках можно судить, исходя из свойств знаков Зодиака, какие наследственные тенденции заложены в самих планетах, олицетворяющих деятельность индивидуума.
Планеты как бы подпитываются знаками Зодиака. Знаки Зодиака — это наши источники жизненной энергии.
Дома представляют собой реальные жизненные ситуации со всеми присущими им событиями и видами деятельности. По сравнению с уникальной структурой сущности отдельного человека (аспекты, планеты, знаки Зодиака), они являются внешней, не основной системой понятий, которая начинает действовать лишь с момента рождения, и человеку, пока он жив, приходится иметь с ней дело. Жить человек начинает тогда, когда осознает окружающий его мир. Поэтому система домов имеет огромное значение для человека, вступившего в сознательный возраст. Она показывает, как влияет на владельца гороскопа окружающая среда и как он на нее реагирует (индивидуальная восприимчивость).
Человек, рождаясь, оказывается в некоей жизненной ситуации: сначала в своей семье, затем в школе он попадает в определенное окружение, в определенную местность, в конкретную социальную среду, с характерным для нее вероисповеданием и политической принадлежностью. Все это воздействует на ребенка и формирует его характер. В результате воспитания в конкретном окружении складывается стереотип поведения, запечатленный в расположении домов в гороскопе. Среда необыкновенно сильно влияет на ребенка, обусловливая его поведение. В итоге складывается слабая или сильная личность, сильное или ограниченное самосознание, лидер или последователь.
Все эти взаимодействия между центральным ядром (круг в центре), энергиями космических стимуляторов и модификаторов, а также различными жизненными сферами (система домов) и составляют человека в целом.
Чрезвычайно важно не терять из виду целое. Человек часто склонен придавать большее значение поверхностному и тому, что, может быть, и закреплено в характере, но привнесено извне. Легко позабыть при этом, что внутренняя сущность человека столь же важна, если не важнее. Анализируя карту, а, следовательно, человека, всегда следует стремиться создать целостное представление о нем, о скрытых и явных его наклонностях, о его предрасположенности как в сфере духовности, так и в сфере практики. Только тогда мы сможем понять его по-настоящему и оказать ему эффективную помощь.
Человек как целое складывается из отдельных пластов, начиная от центра до расположенной по периметру окружающей среды.
Самый глубинный, сокровенный пласт доступен не каждому. Наше сознание находится обычно не в центре, а на периферии. Наиболее сильные драматические наши переживания вызваны соприкосновением с внешним миром. Поэтому мы видим наше "Я" где-то в окружающем нас мире. Мы отождествляем себя с нашими реакциями на окружение. Многие воспринимают это как детерминированность.
С полным основанием можно сказать, что благодаря воздействию окружающей среды, общества и его структуры, ландшафта и законов природы, климата, а также других людей, живущих рядом, мы, действительно, в какой-то степени "детерминированы". И все же у нас есть возможность уменьшить степень давления внешних ситуаций. Но это предполагает осознание подлинной структуры нас самих. Осознание себя является условием свободы.
Потенциал астрологии как дополнение психотерапии сравним с ролью рентгенографии в медицинском диагностировании, которая позволяет сделать видимой внутреннюю структуру тела. Различие, конечно, в том, что гороскоп позволяет нам видеть психическую структуру индивидуума, придавая метафорическую конкретность психике, что недоступно другим теориям личности. В этом смысле астрология есть теория личности и диагностический инструмент; она дает нам картину как архетипической структуры психики - общей со всеми людьми, так и структуры сознания индивидуума.
В гороскопе можно видеть иерархически упорядоченную четырехуровневую структуру, каждый из уровней которой символизирует сферу человеческой психики. Первый уровень, сам зодиак, отображает корни сознания. Знаки зодиака можно рассматривать как архетипы. Они символизируют фундаментальные человеческие потребности, или мотивационные влечения, присущие человеческому состоянию. Юнг назвал архетип "автопортретом инстинкта". Этим он подразумевал, что архетипы как первичные образы были символами инстинктивных стремлений, проявлявшихся в общих для всех паттернах эмоционального и ментального поведения. Зодиак не только отображает эти основные человеческие потребности, но также символизирует сущностные связи между ними. В этом смысле зодиак можно рассматривать как архетипическую структуру психики.
В то время как зодиак символизирует архетипическую структуру психики, специфически индивидуальной картой сознания гороскоп является благодаря положениям планет в знаках и домах и образуемым ими взаимным аспектам. Таково определение динамического процесса в психике и одновременно уровня II нашей карты. Планеты можно рассматривать как психологические способности, включающиеся для удовлетворения основных потребностей, причем каждая планета является активным представителем знака или знаков, которыми она управляет. Знаки сами по себе пассивны, тогда как планеты составляют истинную динамику психики. Дома в этой системе рассматриваются как психологическое окружение, образующие контекст для динамической активности планет. Аспекты - это качественные взаимоотношения или диалоги, которые планеты ведут между собой. Общий принцип здесь в том, что ни одна часть карты не может быть понята изолированно от целого; каждая часть приобретает свое значение только в связи с любой другой частью.
Планеты в знаках, домах и аспекты показывают, каким образом индивидуум стремится удовлетворить основные потребности. Это фундаментальная идея астрологической модели: все поведение должно быть понято в контексте потребностей, которым служит поведение. Возникает вопрос: что мешает индивидууму удовлетворить свои потребности? ….его представления, психологическое следствие уровня II. Организация планет в гороскопе символизирует структуру познания, относительно устойчивую организацию идей, отношений и ожиданий, с помощью которой индивидуум интерпретирует свой мир и управляет своим поведением.
Отметим, что уровень III в астромодели соответствует сознательному мышлению, чувствам и поведению. Это гороскоп в роли описания внешних личностных черт. Структуры познания уровня II порождают внутренний диалог, осознаваемый индивидуумом. Внутренний диалог прогнозирует то, что можно ожидать в данной ситуации, объясняет значение происходящих событий и руководит индивидуумом при выполнении конкретных поведенческих действий. Уровень IY, в свою очередь, состоит из повторяющихся паттернов событий, обстоятельств и взаимоотношений. Это гороскоп как предсказание событий внешнего мира.
Традиционная астрология редко проникает за уровни IY и III этой модели. Астролог-консультант может быть очень искусен в предсказании событий внешнего мира и описании различных личностных черт клиента. Однако насколько это помогает клиенту психологически - под большим вопросом. В традиционной событийно-ориентированной астрологии самое большее, что возможно, это оказаться правым. Но чтобы действительно помочь, требуется использовать информацию, добытую из беседы и из гороскопа, чтобы попытаться вернуться от уровня IY к уровню I. Надо помочь человеку обнаружить, что события внешнего мира являются отражением его познавательных структур, служащих глубинным психологическим потребностям. Чтобы удовлетворить потребности данного человека, надо, прежде всего, понять что они собой представляют (уровень I), развить здоровые представления и отношения, позволяющие удовлетворить эти потребности (уровень II), и включиться во внутренний диалог, который точно отражает внешнюю реальность и направляет поведение в соответствии с ситуацией (уровень III). Когда все это будет выполнено, окружение, естественно, начнет меняться.
В результате такого подхода к карте индивидуум получает новые возможности через постепенное осознание, что проблемы - это естественное следствие патогенных представлений, действующих вне сознательного понимания. Индивидуум не является жертвой мощных внешних неконтролируемых сил. Напротив, индивидуум - самоопределяющаяся система. Проблемы могут быть разрешены именно потому, что бессознательные представления-причины могут быть превращены в сознательные, и после этого изменены. Такой процесс можно рекомендовать, потому что глубинные потребности, которые регулируются и подавляются этими патогенными представлениями, по своей сути позитивны. Когда подавленные потребности определены, приняты и интегрированы в сознательное понимание, возникают новые, более здоровые представления, согласующиеся с возникшей интеграцией. Иными словами, хотя карта рождения не может быть изменена, степень интеграции карты - может. А это в свою очередь отразится в изменении внешних обстоятельств.
Центральное допущение в этом процессе - что события являются производными от сознания. Обстоятельства внешнего мира неизбежно согласуются со структурой личности. Это можно понимать в терминах концепции синхронности Юнга (1955) или просто называть это кармой. Дело в том, что описание человеком своих проблем может дать важные ключи к глубинной причинной психодинамике, ответственной за создавшиеся условия. Преимущество астрологии в том, что она дает метафорическую систему для перевода событий внешнего мира на психологический язык. Идея в том, что с проблемами человека можно эффективнее всего работать, осуществляя изменения на уровне общих постулатов. Таким образом, терапия направляется на пораженческие представления - личные мифы, в которые вовлечен индивидуум и которые образуют самый стержень его личности. Эти убеждения нелегко вытеснить. Даже сохранение неприятного представления о себе или о мире предпочтительней, чем угроза стабильности личной теории реальности.
В наше время рождается новый вид астрологии. Он ещё не совсем сформированный, не полностью скоординированный, недостаточно приспособленный к общественным потребностям и нуждается в изрядной поддержке и помощи. Этот новый вид астрологии берет традиционные теории и позиции и выворачивает их наизнанку, раскрывая временами массу противоречий и пустых банальностей, а временами вдохновляющую сущность универсальных истин. Этот рождающийся вид астрологии вырывает с корнем существующие недостатки и пытается достичь такого уровня понимания, который прольет свет на совершенно новый подход не только к астрологии, но и к самому человеку.
Акцент современного, конструктивного использования астрологии заключается в работе над натальной картой рождения человека и в ее модификации, чтобы могло проявиться наиболее позитивное выражение соответствующих проявлений характерных черт.
Сегодня многие люди стремятся к более унифицированному и всеобъемлющему взгляду на жизнь, чем тот, что вытекает из чрезмерно специализированных дисциплин, которым обычно обучают в традиционных институтах. Растет спрос на целостное и приносящее удовлетворение участие в жизненных циклах, и астрология может содействовать этому. Как писал физик-философ Л.Л.Уайт: «Глубочайший эстетический и научный принцип заключается в тенденции к простоте, порядку, изяществу и форме». Астрология раскрывает общий паттерн простоты, порядка, изящества и формы, который действует во вселенной в целом и в каждом человеке в частности.
Карл-Густав Юнг не только использовал астрологию в качестве психологического орудия в своей практике, но также потратил многие годы на исследование психологических аспектов алхимического символизма. В конце своей карьеры Зигмунд Фрейд писал в письме: «Если бы я мог прожить жизнь снова, я бы посвятил ее духовным исследованиям, а не психоанализу». Астроном и физик Кеплер говорил о том, что у него было сильное желание не верить в эффективность астрологии, но неизменное совпадение звездных конфигураций и земных событий вызвало у него вынужденную веру». К другим извечным астрологам-ученым относятся Фрэнсис Бэкон, Бендхамин Франклин, Джон Непер (изобретатель логарифмов) и Исаак Ньютон. Ведь именно Ньютон, когда его спросили, что он хочет изучать в Кембридже, лаконично ответил: «Математику, чтобы я мог проверить астрологию». А на упреки Галилея (первооткрывателя кометы) за веру в такое суеверие Ньютон ответил: «Очевидно, что вы не заглядывали в астрологию, я же это делал».
Если интеллект может раскрыть секреты внешней жизни и действия материи, секреты внутренней жизни и сферы персонального опыта может раскрыть только интуиция. Идеалом для всеобъемлющей науки души будет объединение обоих (т.е. интуиции и интеллекта), но в психологии, которая считает основной сферой исследований внутреннюю жизнь человека и значение его опыта, интуитивная функция должна не только занять свое место, но и признаваться в качестве основного подхода к глубокому и удовлетворяющему познанию индивидуального человека. Это связано с тем, что субъективный опыт человека по самой своей природе является качественным. Аналитический подход мышления уже имеет количественный язык математики для описания своих открытий, но интуитивный подход пока еще не имеет общепризнанного и всестороннего языка для представления качественных открытий в своей сфере.
Астрология — это именно такой язык, который столь необходим для описания опыта и уникальности человека полезным и всесторонним образом. Хотя только малый процент академических и научных организаций признает астрологию как ответ на существующую потребность, большой процент обычного населения притягивается к астрологическому способу видения вещей и понимания своего опыта. Другими словами, астрология может быть для лечебных искусств (медицины, психологии, психиатрии и т.д.) тем же, что периодическая система элементов для химии.
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua